Конструирование 2 мл группа. Перспективное планирование по конструированию. Тема: «Снег идёт»

29.07.2021

Тема: Конструирование. Обучение конструированию в I и II младших группах.

1.Понятие конструирования.

2.Виды конструктивного материала, используемого в детском саду.

3.Задачи обучения в I и II младших группах.

1. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова построение.

Под детским конструированием понимаем создание игрушек и построек из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов). В ней находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослого. Для взрослой деятельности характерно:

ü практическое назначение конструкций,

ü предварительное обдумывание, создание плана,

ü подбор материала, техники работы, внешнего оформления,

ü определяет последовательность выполнения работы.

Все это намечается в детском конструировании. Детское конструирование может быть изобразительным (ребенок создает постройку, но не обыгрывает) и техническим (не обязательно детальная постройка, но имеющая самое необходимое для игры).

Постройки и поделки детей служат для практического использования: для игры, украшения елки, группы, подарка маме и т.д.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание; развивается умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т.п.), что важно для обучения в школе. Развивается наблюдательность, пространственное воображение.

2. Вид материала определяет и вид конструирования.

ü Конструирование из строительного материала (геометрические тела).

Тематический набор «Город», «Железнодорожный вокзал» используют на занятии. Материала должно быть больше по элементам и количеству, чтобы дети могли отбирать необходимое. Хранение…

Крупный (напольный) материал может быть деревянным полым и сплошным. Может быть тематическим «Порт», «Город».

Должны быть мелкие и крупные игрушки для обыгрывания.

Вне занятия используем конструкторы пластмассовые, металлические, керамические; крупногабаритные модули; конструирование объемных форм из плоскостного пластмассового конструктора; конструирование из конструкторов, имеющих разные способы крепления.

ü Природный материал:

Песок, снег, вода со II младшей группы,

Веточки, кора, листья, шишки, желуди, семена клена со средней группы.

ü Конструирование из бумаги, картона, коробок, пенопласта, поролона (ручной труд) со средней группы. Эти материалы могут быть использованы одни и в сочетании друг с другом.

При создании поделок используют и дополнительные материалы и оборудование: пластилин, бумагу, спички, клей синтетический, ПВА; – нож, шило, ножницы, иголку.

3. Задачи обучения в 1 младшей группе

A. Познакомить детей со строительным материалом – кубиками и кирпичиками, пластиной, призмой, различать их. Сооружать постройки путем их комбинирования.

B. Размещать детали по горизонтали, делать простейшие перекрытия, замыкать пространство.

C. Учить находить сходство между постройками и знакомыми предметами из окружающей жизни.

Задачи обучения во 2 младшей группе (конструирование изстроительного материала).

A. Учить детей не только различать, но и называть основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина, призма.

B. Учить располагать детали горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на определенном расстоянии друг от друга. Сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их. Объединять постройки по сюжету.

C. Подводить детей к выделению пространственных характеристик построек (высокий - низкий, длинный – короткий, широкий - узкий).

D. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, стремление закончить начатую постройку.

E. Продолжать учить детей разбирать свои постройки и складывать детали в коробку.

F. Продолжать знакомить со свойствами песка (формовка объемных предметов), снега (снежные пирожки, торты, пряники). Лепить из снега простые фигурки: гриб, снеговик, мишка, неваляшка.

4.Прохождение программы в I и II младших группах.

В 1 младшей группе дети выполняют в течение года 8-10 построек: дорожки, башенки, домики, стул, стол, диван, кровать, лесенка, домик, трамвай.

На первых занятиях конструируют то, что в предыдущей группе, затем:

мебель в различных вариантах и в различных сочетаниях, башня с домиком для птиц из 3-4 кубиков, лесенка, горка, гараж, трамвай.

2 младшая группа.

Первые 3-4 занятия закрепляем пройденное в 1 младшей группе, затем:

Загородка для животных, ворота (варианты) надстройка в высоту, ширину.

Следует сравнивать новую конструкцию с предыдущей, устанавливать разницу и сходство между ними, объяснить как удлинить или увеличить постройку.

Домик для куклы, башня с флажком, машина, мебель для куклы, кровати для 3-х медведей.

5.Методы и приемы обучения в I и II младших группах.

В 1 младшей группе занятия начинаются с 4-6 детей, постоянно увеличивая количество детей, со 2-ой половины года со всей подгруппой.

2 младшая группа.

В основе обучения лежат информационно-рецептивный и репродуктивный методы.

Воспитатель демонстрирует образец . Рассматриваем образец

· в целом,

· выделяем части, из которых состоит предмет (стены, перекрытия, крыша),

· форма частей и их пространственное расположение по отношению друг другу,

· выделяем отдельные детали этих частей (крыша состоит из призм).

Цель анализа образца: точно следовать образцу и использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

Используем различные варианты построек – репродуктивный метод в сочетании с эвристическим.

Показ и объяснение полный.

Обыгрывание постройки обязательно по окончании изображения. Игрушка побуждает строить и она должна соответствовать размерам деталей и быть у каждого ребенка. После обыгрывания дети разбирают постройку и группируют на столе.

Использование д/ игры: «Чего не стало», «Чудесный мешочек»,

стихов, потешек, песенок, знакомых сказок.

В 1 младшей группе даем точное количество материала, во 2 младшей группе предлагаем выбирать из большего количества нужные детали.

Воспитатель следит, чтобы дети следовали образцу, помогает советом, вопросом, иногда практическим действием.

В конце занятия, анализируя постройки, обращаем внимание на правильность и аккуратность, сам процесс (как дети рассматривали образец, подбирали материал).

средней группе .

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

Задачи обучения:

A. Учить различать, называть и правильно использовать новые детали призма, брусок, цилиндр, пластина с учетом их основных конструктивных свойств (размер устойчивость, форма).

B. Учить анализировать постройки: выделять основные части, различать их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, их функциональное назначение.

C. Учить строить по названной теме, знакомой им, по условиям и по собственному замыслу, планируя последовательность сооружения, заранее подбирая детали по форме, размеру, устойчивости; формируя обобщенные представления о различных предметах.

D. Овладеть техническими навыками конструирования: ставить кирпичики на ребро углами друг к другу, замыкать пространство, соразмерять между собой предметы.

1.2.Прохождение программы.

Первые 2-3 занятия повторяют тематику 2 младшей группы с некоторым усложнением программы.

Постройка ворот (широких, узких, высоких).

Мебель, гараж, мост, трамвай, автобус, троллейбус, грузовик.

Отводится несколько занятий по каждой теме.

Первое занятие по образцу , следующее – преобразование образца в соответствии с условиями, далее – придумать свою конструкцию , опираясь на строительный материал, имеющийся у них.

Каждая тема может быть представлена несколькими постепенно усложняющими конструкциями.

Со 2 половины года предлагаем занятия по замыслу .

1.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения информационно-рецептивного метода.

Непосредственное рассматривание окружающих предметов, иллюстраций, уточняем их практическое назначение.

Обследование образца постройки. Устанавливает соответствие между предметом и его изображением в постройке. Привлекаем к анализу детей, из каких состоит постройка, их практическое назначение, их каких деталей сделаны части.

Приемы, используемые на занятии, зависят от задания:

Конструирование по условиям (образца не дается), называется только тема и условие, которым постройка должна соответствовать. Дети решают свою задачу самостоятельно. (Метод?)

Придумай конструкцию м.б. моста. Вначале беседуем о строении: основные части, из каких деталей состоят части. Предлагаем посмотреть на имеющийся материал и решить, из каких деталей будут строить. (Метод?)

Конструирование по замыслу : до занятия раздаем материал на столы по формам, рядом различные игрушки. Воспитатель выясняет, кто, что хочет построить, предлагает рассказать как, из какого материала, в какой последовательности. (Метод?)

Так формируются обобщенные способы постройки определенных предметов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Учить складывать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы, проглаживая линию сгиба; приклеивать к основной части детали (к домику – окна, двери и т.д.).

B. Усвоить способ деления прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок).

C. Приобщить детей к изготовлению поделок из природного материала (кора, ветки, шишки, листья, ореховая скорлупа), используя для скрепления деталей пластилин.

D. Раскрыть богатые возможности природного материала и целесообразность его использования в различных поделках. Находить сходство между отдельными предметами (шишка-туловище).

E. Учить склеивать игрушки из готовых частей бросового материала, подбирать необходимые детали, точно приклеивать одна к другой.

F. Формировать умение обследовать предмет, умение планомерно и последовательно работать, доводить начатое до конца, развивать глазомер, четкость движения рук.

2.2.Прохождение программы.

2.2.1. На первом занятии воспитатель показывает несколько предметов, сделанных из бумаги (домик, корзиночку, альбом ). Рассказывает, что из бумаги можно сделать разнообразные игрушки и для чего.

1 серия. Учим складывать бумагу пополам по показу и объяснению воспитателя, так изготавливаем альбом .

2 серия. Учим делить прямоугольник на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной линии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе куба и бруска изготавливать дома, машины, мебель и т.д.

2.2.2. Учим изготавливать поделки из природного материала. Прежде рассматриваем готовые поделки и демонстрируем, как их можно использовать. При изготовлении подбираем цвет пластилина к цвету материала.

Шапочка из листьев, лодочка, птичка, грибочки, лесовичок.

Чередуются занятия конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала.

На прогулке дети продолжают строить из песка и снега, используя дополнительные материалы.

2.3.Методы и приемы обучения.

Используем приемы обучения:

ü дидактический образец;

ü показ и объяснение полный , так как у детей нет навыков работы. Объяснение должно быть четким, кратким и ясным. По мере приобретения навыка объяснение может быть менее подробным, обговариваем с детьми последовательность изготовления.

Когда сложная конструкция , требующая целого ряда действий: складывания, склеивания, разрезания, то нужно подробно объяснять и показывать последовательность выполнения.

Если поделка проста , то воспитатель показывает образец как примерный, обследует и не объясняет хода выполнения поделки .

В конце года можно организовать занятие конструирование из бумаги по замыслу . Накануне организует выставку знакомых поделок из бумаги. Перед

занятием предлагает отобрать нужные части (прямоугольник, квадрат, круг, полоса из мягкого картона), из заготовленных заранее, и разложенных на свободном столе. В ходе занятия руководит детской деятельностью (советом, вопросом, иногда практическим действием), проверяет, чтобы дети точно следовали замыслу. При анализе работ отмечаем творчество, аккуратность, правильность выполнения. Можно обыграть поделку, если она высохла. Делаем коллективные работы «Поезд», «Дома на нашей улице», т.е. объединяем единым сюжетом индивидуальные работы.

Поделки из природного и бросового материала выполняем только после предварительного рассматривания предметов в окружающей жизни и по показу и объяснению воспитателя. На занятии рассматривается готовая игрушка и подчеркивается сходство с настоящим предметом. В процессе выполнения детьми помогает советом, частичным показом .

Изготавливая поделки из бросового материала, используем прием сотворчества.

Используем на занятиях также следующие приемы:

ü Рассматривание иллюстраций;

ü Игровые приемы;

ü Чтение стихов, загадок, потешек.

Предварительная подготовка материалов к занятию конструированием из строительного материала, бумаги, природного и бросового материала занимает много времени. Следует привлекать детей к предстоящей деятельности, учить заготавливать материал, развивать их фантазию и творчество.

Тема: Обучение конструированию в старшей группе .

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

1.2.Прохождение программы.

1.3.Методы и приемы обучения.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

2.2.Прохождение программы.

2.3.Методы и приемы обучения.

1. Конструирование из строительного материала.

1.1.Задачи обучения.

A. Учить анализировать образцы готовых конструкций, предметы, выделять характерные признаки. Устанавливать зависимость конструкции от ее назначения.

B. Уметь выделять основные этапы создания конструкции, самостоятельно планировать ее изготовление

C. Учить строить по словесному описанию, на предложенную тему, по условиям, по рисункам, фотографиям, чертежу.

D. Формировать конструктивные умения: соединять несколько плоскостей в одну, делать постройки прочными, распределять сложную постройку в высоту.

E. Продолжать знакомить с новыми деталями и их свойствами: с разнообразными по форме и величине пластинами, с бруском, цилиндром, конусом. Учить заменять одни детали другими. Сооружать коллективные постройки.

1.2.Прохождение программы.

На 1 занятии предлагаем построить грузовик по образцу (иллюстрации, фотографии, игрушке).

Грузовик для своего груза, т.е. по условию . Иллюстрации 6-8 машин.

Гараж для 2 разных по величине машин.

Мост – предлагаем преобразовать постройку по разным условиям: спуски крутые, пологие .

Строить разнообразные мосты по своему замыслу (коллективная работа по три моста каждой подгруппе).

Д/сад. Дети-архитекторы, по 3 человека чертят, чертеж проекта здания 5 минут, затем строят по чертежу, предварительно рассмотренному со всеми детьми и воспитателем. И так далее.

Дети делают постройки на столах, на полу, обыгрывают их. Постройки сохраняются до тех пор, пока они нужны в играх.

Постепенность создания построек 1 предмета на занятии по образцу и показу воспитателя , выполнение без образца, затем по условию способствуют усвоению нового способа действия, делают этот способ обобщенным. Дети его могут использовать в различных ситуациях.

1.3.Методы и приемы обучения.

Основные методы обучения - информационно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский и эвристический. С помощью этих методов воспитатель развивает у детей самостоятельность.

Используя прием обследования образца постройки или изображения на фотографии, рисунке решает отдельные конструктивные задачи.

Словесные приемы обучения способствуют формированию активности, самостоятельности.

Учим умению варьировать детали, заменять одни детали другими. Для этого воспитатель раздает различные строительные наборы за одним столом – дети самостоятельно решают конструктивные задачи.

Если постройка существенно отличается, то воспитатель дает подробный показ и объяснение.

Собственный замысел дети смогут развивать, если воспитатель учит рассказывать, как они представляют себе будущую постройку .

Анализируя детские постройки , подчеркиваем, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

2. Конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

2.1.Задачи обучения.

A. Продолжать совершенствовать умения детей сгибать лист бумаги на пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы. Учить складывать плотную квадратную бумагу на 16 равных частей, по диагонали четко совмещая стороны и углы; складывать круг по диаметру и склеивать его в конус.

B. Учить работать по выкройке и несложному чертежу, используя ножницы для надреза и вырезывания по контуру. Понимать на чертеже обозначения: сплошная линия – надрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Знать названия линий.

C. Учить изготавливать поделки из спичечных коробков, коробок из-под зубной пасты путем различных сочетаний и соединений. Использовать поролон, пенопласт в соответствии с задуманной конструкцией и свойствами этих материалов.

D. Продолжать учить использовать природный материал при изготовлении различных поделок, овладеть навыками соединения с помощью клея, спичек.

E. Совершенствовать умения детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

2.2.Прохождение программы.

На первых занятиях закрепляем и повторяем умение складывать бумагу пополам, на четыре части: альбом, автобус.

Задачи обучения реализуются в серии занятий. В каждой серии конструируем игрушки с одной и той же формой.

1 - серия. Работа с выкройкой: находить на выкройке основную и дополнительные части игрушки, раскладывать и наклеивать детали игрушек на выкройке, а затем делать надрезы и склеивать выкройку.

Фонарик трехсторонний, фонарик четырехсторонний .

2 – серия. Игрушки можно сделать из коробки с квадратным дном. Познакомить с выкройкой – разверткой коробки, понимать обозначения линий на ней. Коробочка, корзиночка, пирамидка, сказочный домик .

3 – серия. Знакомим с прямоугольной коробочкой в виде бруска. Учим работать по выкройке. Диван, кроватка, телевизор .

4 – серия. Изготавливаем поделки из бумаги, спичечных коробок, коробок из-под зубной пасты. Используем трафареты для колес. Показываем, как склеивать спичечные коробки, как обклеивать их, приклеивать колеса. Тележка, автобус, троллейбус, мебель.

В конце серии проводим коллективную работу на тему «Улица».

5 – серия. Учить детей делить квадратный лист на 16 маленьких квадратиков. Отводиться несколько занятий с последующим усложнением конструкций поделок на каждом. Корзинка, гараж, домик .

6 –серия. Учим детей складывать круг бумаги по диаметру, склеивать конус и вырезывать по контуру. Матрешка в длинном платье, заяц, лиса, кот.

Делать игрушки цилиндрической формы. Чебурашка, поросенок, мишка .

Объединяем в сюжетные композиции.

7 – серия. Складывать квадратные формы по диагонали, совмещая стороны и углы. Птичка, бабочка .

8 – серия. Складывать бумагу в разных направлениях (оригами) для игр на воздухе, на воде. Стрела, самолет, лодочка, пароход и т.д .

Конструирование из бросового материала : поролона, пенопласта. Знакомим со свойствами материалов и учим преобразовывать первоначальную форму.

Снеговик, матрешка, неваляшка, цыпленок.

Используем различный природный материал (….) для изготовления поделок.

Тематика поделок разнообразная: Красная Шапочка, старичок-лесовичок, балерина, матрешка, белочка, зайчик и т.д. Для соединения деталей используем спички, палочки, клей. Воспитатель использует в подготовке нож, шило.

Объединяем фигурки в сюжет, используя различное основание: грибы, спилы, срезы, кора, различные мхи.

Птичка по образцу, домашние птицы по схеме и т.д.

Такие циклы занятий способствуют формированию у детей обобщенных способов конструирования, которые затем самостоятельно и творчески дети смогут использовать в играх.

2.3.Методы и приемы обучения.

В конструировании из бумаги используем следующие приемы:

ü Обследование готового образца ;

ü Показ и объяснение последовательности выполнения поделки и вариант - поэтапный показ ;

ü Вопросы к детям с целью привлечения имеющегося опыта.

Новый способ действия: воспитатель дает поделку простой конструкции, затем дает показ и объяснение , а на последующих занятиях – готовый образец, обследование и вопросы к детям.

Используем также следующие приемы в конструировании из природного материала:

ü Выставку дидактических образцов предстоящей работы;

ü Изготовление по дидактическому образцу, спрашиваем: Из каких частей изготовлена поделка? Из какого материала? Какой еще материал можно использовать?;

ü Схематические зарисовки поделки из природного материала. На первом занятии воспитатель показывает как делать зарисовки, затем учит зарисовывать изготовление поделки детьми с помощью готового схематического рисунка и изготавливать по зарисовке;

ü План - схема пооперационного изготовления поделки из природного материала .

Тема «Высокие разноцветные башенки из кубиков»

Программные задачи.

Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по цвету. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

Тема «Пирамидка из кубиков »

Программные задачи.

Упражнять в умении накладывать кубик на кубик, соотнося кубики по величине. Приучать аккуратно, убирать детали после занятия, разбирая постройку сверху.

Тема « Дорожка широкая»

Программные задачи.

Формировать умение изменять дорожку в ширинудвумя способами : достраивая, или располагая, кирпичики длинной стороной друг к другу. Развивать интерес к конструированию.

Тема «Дорожки широкая и узкая»

Программные задачи.

Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу,используя полученные ранее умения. Приучать аккуратно разбирать постройки, складывая детали в коробки.

Тема «Кровать »

Программные задачи.

Формировать умение изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в ширину (узкая и широкая кровати). Развивать желание сооружать постройки самостоятельно.

Побуждать к совместному обыгрыванию построек

Тема «На чем мы сидим (стул, диван, кресло)»

Программные задачи.

Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при самостоятельном создании постройки.

Приучать аккуратно, складывать детали в коробку.

Перспективный план занятий по конструированию во 2 –ой младшей группе.

Тема «Ворота»

Программные задачи.

Учить ставить кубики вертикально, делать перекрытия из кирпичиков. Учить дополнять постройку призмой или флажком. Закреплять знание названий деталей. Закреплять умения обыгрывать постройки.

Тема «Разные ворота»

Программные задачи.

Закреплять умение строить ворота, дополнять их деталями. Побуждать преобразовывать постройку в высоту. Побуждать обыгрывать постройку.

Тема «Заборчики для уточек»

Программные задачи.

Закреплять умение замыкать пространство,ставя кирпичики близко друг к другуи чередуя горизонтальное и вертикальное расположение Закреплять употребление в речи названий детенышей.птицПобуждать детей к совместному обыгрыванию построек.

Тема «Теремок для Снегурочки»

Программные задачи.

Продолжать учить устанавливать детали на узкую поверхность, делать перекрытия, украшая и обыгрывая постройку. Приучать аккуратно, разбирать постройку.

Тема «Кукла Катя ждет гостей»

Программные задачи.

Упражнять в умении сооружать постройки по собственному замыслу, используя полученныеранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), располагать кирпичики вертикально, ставить ихна рпостройках детали разных цветов. Воспитывать доброжелательное, вежливое общение со сверстниками.

Перспективный план занятий по конструированию во 2 –ой младшей группе.

М
А
Р
Т

Тема «По замыслу»

Программные задачи.

Побуждать повторить знакомые постройки самостоятельно. Закрепить навыки установки деталей конструктора на широкую и узкую грани горизонтально и вертикально, плотно друг к другу и на расстояни. Побуждать к совместному обыгрыванию.

Тема «Автобус»

Программные задачи.

Закреплять представление об автобусе и его частях.Побуждать строить автобус,плотно приставляя кирпичики друг к другу и накладывая их друг на друга. Познакомит с новой деталью цилиндром. Побуждать обыгрывать постройки. Развивать умение последовательно разбирать постройку, аккуратно складывать детали, желание оказывать помощь.

А
П
Р
Е
Л
Ь

Тема «Садик для матрешки»

Программные задачи.

Закреплятьумение замыкать пространство, устанавливать кирпичики на узкую грань вертикально и горизонтально, чередуя по цвету. Закреплять употребление слов : большая, поменьше, самая маленькая. Закреплять название деталей строителя.

Вызвать желание обыгрывать постройки, побуждать к совместным играм.

Тема Загородка для домашних птиц и животных» Программные задачи.

Упражнять в умении располагать кирпичики вертикально по периметру четырехугольника,ставить их на определенном расстоянии (загородка)

М
А
Й

Тема «Песочный дворик для большой и маленькой кукол»

Программные задачи.

Закрепить умение строить по условию.

Тема «Мой район»

Программные задачи.

Закреплять представление о ближайшем окружении.Учить строить многоэтажные дома,укрепляяоснование постройки,украшать дополнительными деталями.Закреплять знание деталей строителя.

Поощрять проявление инициативы, творчества.

Воспитывать вежливое доброжелательное отношение к сверстникам.

Литература : Н.С.Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Москва Издательство C КИПТОРИЙ2003 ” 2016

О.Э.Литвинова. Конструирование с детьми раннего дошкольног возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4лет. Санкт-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС2015

Конспект НОД по конструированию во второй младшей группе: «Строим Машеньке заборчик».

Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №172» г. Иваново.
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы. Этот конспект направлен на создание проблемно-игровой ситуации, в которой дети учатся использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху) с ритмическим чередованием деталей.

Пояснительная записка к НОД

УМК: Универсальный мелкий (настольный) строительный конструктор, материал из 2-3 разных размеров.
Тема НОД: «Строим Машеньке заборчик».
Тип НОД: интегрированное («Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Предмет: Конструирование. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: вторая младшая группа.
НОД в рамках тематической недели «В гостях у сказки».
Цель НОД: строительство комбинированного заборчика по схеме (вид сверху).
Задачи:
закрепить навык точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию (дорожка, забор вдоль неё) в ходе игры;
закрепить названия основных деталей;
познакомить с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика;
приучать детей соотносить свои действия с инструкцией и образцом;
учить использовать практическое наложение деталей на схему (вид сверху), изображающую план постройки;
расширять словарный запас, учить общаться;
учить сопереживанию на примере сказочного персонажа;
воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Словарная работа:
Активизация существительных: кубик, кирпичик, призма, брусок и др.
Прилагательные, характеризующие предмет
Прилагательные, противоположные по значению: узкая, короткая, длинная, гладкая, высокий, широкий и т.д.
Предлоги: в, на, за, по и пр.
Оборудование.
Раздаточный материал на подгруппу: детали строительного деревянного конструктора – 6 кирпичиков (из них один длинный), 5 кубиков, 1 призма, мелкие игрушки – матрёшки, схема забора (вид сверху).
Демонстрационный материал: детали строительного деревянного конструктора, схема забора (вид сверху), ёлочки, грибочки, куклы - Маша, Медведь, Петушок; деревья, «волшебный мешочек», магнитофон, аудиозапись детских песен, деревья-декорации для лесной полянки.
Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь», разучивание физкультминутки про медведя,разучивание динамических пауз.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
Цель: закрепление названия основных деталей, умение по описанию находить разные стороны основных деталей.

Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?
Я принесла для вас «Волшебный мешочек». А вы хотите узнать, что там лежит? Я думаю, что там находятся игрушки.
Проверим?!
(Воспитатель по очереди приглашает детей, которые достают из мешочка строительные детали (кубик, призму, кирпичик, брусок) и называют их.)
Покажите у кирпичика узкую короткую сторону (проводят пальчиком), узкую длинную сторонку, покажите широкую длинную сторону.
Какую сторону показали? (широкую длинную.)
Покажите у призмы треугольную сторону. Где у бруска квадратная сторона, покажите?
Отлично справились с заданием!
Ну, вот, а я думала, что мешочек волшебный и в нём находятся игрушки, а там оказались строительные детали, с помощью которых мы учимся строить! Но, что это? Посмотрите, у кирпичика на длинной широкой сторонке какая-то картинка! Скажите, кто изображён на картинке? (На картинке изображены главные герои сказки «Маша и медведь»). Да, мешочек и правда оказался «волшебным» и, по-моему, приглашает нас отправиться в сказку!

Мотивация.
Цель: мотивация детей к дальнейшей совместной деятельности.

Как называется сказка, которую мы с вами недавно читали?
С главными героями этой сказки произошла совсем другая история. Хотите узнать, что ещё случилось с Машей и Медведем? (Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)
- Ну, тогда отправляемся в путь.

Тише, тише не шумите,
Нашу сказку не спугните
/палец поднести к губам, сказать тс-с-с/
Раз – два - покружись,
В сказке нашей окажись!

Дети по показу воспитателя идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение к столику.

Закрепление пройденного материала в ходе игровой деятельности.
Цель: создание условия для обобщения и закрепления полученных знаний, закрепление умения выбрать нужную деталь для постройки объекта и охарактеризовать его.

Посмотрите, где мы оказались?
(в группе стоят деревья-декорации.)

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали,
Сейчас присядем, отдохнём,
И опять гулять пойдём.

Посмотрите, а на полянке что-то стоит. Давайте подойдём!
(На одной стороне стола расставлены деревья, грибочки – это лес, с другой стороны стоит домик, построенный из кубика и призмы, и кукла Маша.)
Однажды Машенька пошла в лес за грибами (воспитатель обыгрывает свой рассказ), грибок за грибочком, деревце за деревцем, так не заметно и ушла далеко в лес от дома, и заблудилась.
«Ау! Ау!» – никто не отзывается. Не может Машенька дорогу домой найти. Заплакала.
Что же делать? Как помочь девочке? Что сделать, чтобы Маша не заблудилась? Как ей помочь вернуться домой? (Построить дорожку.)
Это будет длинный кирпичик.
Дорожка получилась ровная, гладкая.
Узкая или широкая?
Длинная или короткая?
А с другой стороны леса Мишка вылез из берлоги (воспитатель показывает игрушечного Медведя).
Как Медведь вылез из берлоги, мы с вами покажем.

Физкультминутка.
Цель: предупреждение утомления, восстановление работоспособности детей, здоровьесбережение.

(Воспитатель включает музыкальное сопровождение.)

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки.
Наконец, медведь наелся
И на брёвнышко уселся.
/Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с текстом и произносят слова/.

Создание проблемной ситуации.
Цель: активизация мыслительной деятельности детей, побуждение к самостоятельному поиску ответа на проблемную ситуацию.

Вот такой Медведь пробирается по лесу и хочет схватить Машеньку да и забрать в берлогу - свой дом!
Побежала Машенька по нашей дорожке к домику, а Медведь за ней вот-вот догонит.
Прибежала Маша и спряталась в домике.
Давайте и мы от Мишки уйдём и присядем за столы.
Ребята, как помочь Машеньке? Что сделать, чтобы Медведь к ней в домик не попал?
Если у детей затруднения, то воспитатель задаёт наводящий вопрос:
Что построим вокруг домика? (Заборчик.)

Объяснение и показ выполнения постройки.
Цель: знакомство с ритмическим чередованием в постройке кирпичиков (на короткую, узкую сторону) и кубика.

Посмотрите, как я построю заборчик для Маши у дорожки. Я беру кирпичик и ставлю его на узкую короткую сторону, рядом ставлю кубик, детали ставлю близко друг к другу, снова ставлю кирпичик на узкую короткую сторону, затем кубик и так далее.
На мой заборчик прилетел Петушок (маленькая игрушка) и запел: «Ку-ка-ре-ку!», удивился: « И откуда такой красивый заборчик появился? Как его построили?».
Расскажите Петушку, как построить этот заборчик?

Практическая часть.
Цель: обучение действовать по образцу, поддерживание самостоятельности детей, закрепление навыка точного соединения деталей и выстраивания их в ровную линию.

Строить заборчик вы будете с помощью схемы - вид сверху (демонстрация на доске).
Найдите длинный кирпичик и положите его на стол – это дорожка.
Положите схему перед дорожкой, на неё будете ставить детали.
Помогите Маше, постройте заборчик! Я с Петушком буду проверять, как вы будете правильно строить заборчики.
Самостоятельная работа детей.
(В ходе выполнения работы, воспитатель стимулирует деятельность детей, направляет с помощью целевых вопросов на исправление ошибок).
Из каких деталей построим дом (кубик и призма)?
Постройте домик за заборчиком.

Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли».
Цель: обучение умению обыгрывать несложный сюжет в постройке, расширение словарного запаса детей.

Медведь увидел заборчик и вернулся в лес в свою берлогу.
А Машенька вышла из домика, радуется и вас благодарит, что спасли её от Медведя!
К каждому из вас в гости придут Машины подружки. Отгадайте, кто это?

В домике живут подружки,
Все похожи друг на дружку.
Алый шелковый платочек.
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянились немножко
Раскрасавицы… (матрёшки) .

Они любят играть во дворе за забором.
Поиграйте с ними!
(Воспитатель раздает Матрёшек, под музыкальное сопровождение рассказывает стихи и показывает элементы игры с матрёшками).

Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И одна Матрёшечка.

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Итог занятия с элементом рефлексии.
Цель: создание условий для оценки приложенных усилий детей в конструктивной деятельности; воспитание трудолюбия и аккуратности при уборке деталей.

Я рада за вас, заборчики получились красивые, детали поставили ровно! А вам понравились ваши заборчики?
Давайте себе похлопаем в ладоши!
Матрёшкам тоже очень понравилось с вами играть! Маша с нами прощается и говорит всем: «Спасибо!».
Давайте попрощаемся с Машей!
А нам пора из сказки возвращаться в детский сад!

Раз, два, три,
Повернитесь,
Оглянитесь,
В группе снова очутитесь!

Вот мы из сказки вернулись в детский сад!
Что вы строили?
Из каких деталей строили забор?
С помощью чего строили?
Кому помогли?
Теперь вы самостоятельно можете строить заборчики в группе из пластмассового конструктора.
Но для дальнейшей деятельности в группе нужно все детали конструктора убрать.

Ну, теперь за дело дружно,
Убирать детали нужно,
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть!
Тихо и аккуратно сложите детали в коробочки.

До свидания, ребята!

Игра «Построим забор»

Дидактическая задача . Учить детей анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов; закреплять умение располагать строительный материал (пластины) вертикально и плотно друг к другу; учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.

Игровая задача . Построить забор и воротца для Пятачка.

Игровые правила . Соорудить постройки так, чтобы Винни Пух мог проехать в воротца на машине.

Ход игры

Воспитатель показывает на построенный им из кубиков домик и говорит детям, что Пятачок построил новый дом и решил сделать вокруг него забор, чтобы было красиво. Во дворе он посадит сад, и все, кто будет приезжать в гости к Пятачку, будут радоваться яблоням и грушам. Домик у Пятачка красного цвета с зеленой крышей, поэтому Пятачок хочет, чтобы забор был двух цветов — красного и зеленого. Кроме того, в гости к Пятачку обязательно приедет Винни Пух, и надо, чтобы он смог свободно проехать в ворота.

Воспитатель предлагает детям подумать, как сделать такие ворота, в которые проедет такой большой медвежонок (показывает игрушку и сажает ее в грузовик). Дети должны примерить, какой высоты и ширины должны быть ворота.

План игры:

Воспитатель дает игровую задачу построить забор и ворота;

Дети анализируют рисунок;

Дети отбирают строительный материал для ворот;

Дети начинают строить ворота, используя знакомые способы сравнения величин предметов (накладывание, приложение и приставление);

Дети проверяют готовность ворот (провозят мишку на грузовике под воротами);

Дети выбирают для забора материал (пластины) красного и зеленого цветов;

Дети строят забор, плотно укладывая пластины, чередуя цвета.

Игра «Построим сарай для цыплят»

Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.

Игровая задача . Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.

Игровые правила . Построить так, чтобы дополнительные материалы (деревья и цветы, скамейки и т.д.) украсили постройку; объяснить, для чего они нужны.

Ход игры

Воспитатель приносит желтеньких цыплят (настольные игрушки). Цыплята пищат.

Воспитатель.

Комочки желтые не спят,

Комочки желтые пишат.

Они родились лишь вчера,

А нынче бегают с утра.

Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет.

Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку-образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу) и как его укладывать (горизонтально, вертикально). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплятки довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.

Вот мама курочка (игрушка) решила заглянуть к цыплятам и удивилась, почему возле сарая не устроено место для прогулок. Что делать? Дети предлагают сделать открытый вольер и сооружают забор. Курочка напоминает детям, что она хочет, чтобы в вольере было красиво. Дети по-своему украшают в вольер — сажают цветы, деревья. Курочка квохчет, зовет цыплят играть.

Курочка . Ко-ко-ко, квох-квох, цыплятки, ко мне!

Цыплята (дети машут крылышками, прыгают). Пи-пи-пи! Мама, мы здесь.

Воспитатель при помощи игрушек показывает детям, как курочка-мама ждет в вольере своих цыплят, как цыплята пробегают к ней в воротца, как бегают по вольеру.

Ирина Румянцева
Перспективное планирование по конструированию «Строительные игры» во второй младшей группе

Перспективное планирование

организации совместной образовательной деятельности взрослого с детьми

по конструированию (строительные игры)

Вторая младшая группа

Месяц /Неделя Тема /Задачи

Сентябрь

1. Тема: «Дорожки для матрешек»

Задачи: формировать умение детей строить дорожки из кирпичиков; поощрять желание обыгрывать постройки; воспитывать желание общаться во время игрового действия.

2. Тема: «Мебель для детского сада»

Задачи: развивать умение создавать модели различных предметов мебели; формировать интерес к действиям со строительным материалом; воспитывать интерес к совместным действиям с взрослым.

3. Тема: «Дорожка в саду»

Задачи: способствовать формированию у детей элементарных конструкторских навыков; поощрять желание обыгрывать постройку.

4. Тема: «Горка с лесенками»

Задачи: совершенствовать элементарные конструкторские навыки; расширять представления детей о предметах ближайшего окружения.

Октябрь

1. Тема: «Дорожки для грузовика»

Задачи: развивать умения строить дорожки из кирпичиков; вызвать интерес к обыгрыванию постройки; воспитывать бережное отношение к постройкам сверстников.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: формировать у детей умения строить по образцу и анализировать постройку, использовать в постройке детали разных цветов; развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Стол и стул»

Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, формировать умение использовать детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина); воспитывать интерес к совместному обыгрыванию построек.

4. Тема: «Автомобиль»

Задачи: формировать умение выполнять постройку по образцу; совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.

5. Тема: «Ворота для разных машин»

Задачи: формировать умение возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу; развивать навык самостоятельной организации игры с постройками; воспитывать желание делиться деталями и игрушками с партнерами по игре.

Ноябрь

1. Тема: «Зоопарк» (строительство клеток для животных)

Задачи: развивать умение строить из кирпичиков клетки для животных по образцу. Развивать партнерские отношения, речевое взаимодействие во время игрового процесса. Воспитывать интерес к животному миру.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: развивать умения строить по образцу, используя детали разных цветов, анализировать постройку. Развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Башня. Знакомство с ‘‘принципом пирамидки’’»

Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Закреплять понятия «высокий», «низкий».

4. Тема: «Стол и стул для Мишутки»

Задачи: развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, умение использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

Декабрь

1. Тема: «Комната для кукол»»

Задачи: упражнять детей в постройке моделей предметов мебели по представлению. Развивать умение использовать в работе такое свойство строительных деталей, как взаимозаменяемость.

2. Тема: «Ворота широкие и узкие»

Задачи: совершенствовать умение сооружать различные постройки по заданным условиям. Уточнить значение понятий «широкий – узкий».

3. Тема: «Гирлянда – цепочка из колечек»

Задачи: развивать умение склеивать колечки из разноцветных полосок бумаги. Формировать желание создавать новогодние атрибуты своими руками. Воспитывать аккуратность, внимание; развивать мелкую моторику рук.

4. Тема: «Мебель для Снегурочки»

Задачи: продолжать знакомить детей с персонажем – Снегурочкой. Расширять представления детей о знакомых предметах в окружающем мире. Формировать умение играть со своими постройками.

Январь

1. Тема: «Конура для собачки»

Задачи: совершенствовать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Продолжать формировать представления о понятиях «высокий – низкий».

2. Тема: «Мебель для куколки»

Задачи: совершенствовать умения выполнять постройку в определенной последовательности, изменять постройки способом надстраивания. Воспитывать интерес к играм с куклами.

3. Тема: «Мебель для Деда Мороза»

Задачи: расширять представления детей о новогоднем персонаже. Продолжать формировать умения детей выполнять постройки в нужной последовательности, самостоятельно придумывать сюжет для обыгрывания своей постройки.

4. Тема: «Домик для лисички»

Задачи: формировать умение строить домик для лисички и обыгрывать свою постройку. Воспитывать самостоятельность, желание заботиться о персонаже сказки.

Февраль

1. Тема: «Веселые змейки» (бумага)

Задачи: формировать умение детей видеть возможности эстетического преобразования предметов. Развивать активность, самостоятельность.

2. Тема: «Домик для зайчика»

Задачи: развивать умение детей строить домик по своему замыслу, обыгрывать свою постройку. Формировать игровое взаимодействие во время обыгрывания.

3. Тема: «Самолетик» (бумага)

Задачи: формировать умение выполнять поделку из бумаги. Развивать интерес]детей к «оживлению» аппликативного образа.

4. Тема: «Магазин мебели»

Задачи: развивать умения выполнять постройки, разные по величине, высоте, ширине. Воспитывать доброжелательное взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

Март

1. Тема: «Строим дом»

Задачи: развивать представления детей о форме, величине и цвете предметов. Формировать интерес к конструированию домов.

2. Тема: «Мебель для кукол»

Задачи: развивать умение строить по образцу, анализировать постройку, использовать в ней детали разных цветов. Развивать стремление к игровому и речевому общению.

3. Тема: «Домик для матрешки»

Задачи: формировать умение создавать постройки с внутренним свободным пространством. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.

4. Тема: «Ворота для грузовичка»

Задачи: совершенствовать умения возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

Апрель

1. Тема: «Зоопарк»

Задачи: продолжать формировать умение строить по образцу клетки для животных из кирпичиков, поставленных на узкую длинную и узкую короткую стороны вплотную или на определенном расстоянии друг от друга. Развивать познавательный интерес, память, воображение.

2. Тема: «Башня»

Задачи: развивать умение конструировать по рисункам, фотографиям. Формировать представление о понятиях «высокий - низкий». Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

3. Тема: «Красивый домик для зайчика»

Задачи: формировать у детей представление о собственной значимости - могу помочь зайчику. Развивать умение детей конструировать по рисункам, фотографиям.

4. Тема: «Конура для собачки»

Задачи: развивать умение самостоятельно конструировать знакомый объект, при желании использовать рисунки, фотографии. Закреплять понятия «высокий - низкий».

1. Тема: «Дома на нашей улице»

Задачи: совершенствовать умения детей сооружать разные по высоте модели домов. Формировать умение использовать свои постройки в сюжетных играх.

2. Тема: «Домик для гномика»

Задачи: развивать умения строить домик для персонажа и обыгрывать его. Воспитывать желание доставить радость любимой игрушке.

3. Тема: «Городок»

Задачи: способствовать проявлению детской инициативы; поощрять желание использовать в игре полученные конструктивные навыки.

4. Тема: «Мосты»

Задачи: совершенствовать умения детей выполнять постройки по схеме. Развивать умение обыгрывать постройки, делиться деталями и игрушками с другими детьми.

Литература:

1. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2010

2. Грисик Т. И. и др., «Радуга. Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет», М. : Просвещение, 2012

Благодарю за внимание!

© ro-journal.ru, 2024
Хозяйкины хитрости