Жетоны для игр с детьми. Особые переводы. Что мне делать с этими странными штучками

29.07.2021

Жетонная система поощрений является популярным инструментом управления поведением ребенка. Это эффективная методика вмешательства, которую сравнительно легко настроить и реализовать, при условии, что все сделано правильно. Жетонная система поощрений может быть весьма успешным инструментом для увеличения уровня желательного поведения, выполнения заданий и развития академических навыков. И если вам удастся добиться увеличения данных желательных реакций со стороны ребенка, это в свою очередь сократит уровень его проблематичного поведения.


Итак, что такое жетонная система поощрений? Жетонная система поощрений является системой предоставления положительного подкрепления ребенку за проявление желаемого поведения или выполнение заданий. Определяется целевое поведение, и педагог выдает жетоны, когда дети демонстрируют заданное целевое поведение. Жетоны обмениваются на определенное подкрепление в назначенное время.

Жетонная система поощрений может действительно способствовать большому успеху в работе с ребенком, если все сделано правильно. Если что-либо сделано неправильно, будьте готовы к тому, что ребенок не войдет в эту систему, не будет сотрудничать, и вы потеряете огромное количество времени. Поэтому проверьте перечисленные ниже рекомендации к тому, что можно делать, и чего делать нежелательно, чтобы убедиться в том, что ваша жетонная система поощрений действительно работает.

Выбирайте такое целевое поведение, которое не совместимо с проблематичным поведением . Первое, что нужно сделать при создании жетонной системы поощрений, это определить целевое поведение. Целевое поведение может касаться самого поведения (сидение на стуле, хождение по коридору и т.д.) или быть связано с академическими навыками (заполнение рабочих тетрадей, спокойное чтение и т.п.). Выберите поведение, которое ребенок не может проявлять одновременно с негативным поведением. Вы не можете тихо читать про себя, одновременно разговаривая с друзьями. Вы не можете ходить и бегать по коридору в одно и то же время.

Включайте различные усилители . Преимущество жетонной системы поощрений заключается в том, что ее можно адаптировать для работы с самыми различными детьми. Таким образом, Вам необходимо включать в нее такие награды, которые являются мотивационными для каждого конкретного ребенка. Однако жетонная система поощрений не будет работать, если все усилители будут похожи. Вам необходим широкий спектр разных видов подкреплений, для мальчиков и для девочек, для различных интересов, усилители, обладающие более высокой ценностью, и т.п.

Установите расписание для предоставления подкрепления . Определитесь, будете ли вы использовать режим подкрепления с временным интервалом или режим подкрепления, основанный на реакциях. При режиме подкрепления с временным интервалом вы можете использовать временные интервалы (т.е. каждые 5 минут, 10 минут и т.д.), и если ребенок в течение данного интервала демонстрирует целевое поведение, он зарабатывает жетоны. Режим подкрепления, основанный на реакциях, строится на продуцировании ребенком целевой реакции. Будете ли вы давать жетон за каждую целевую реакцию? Примерно раз в какое количество реакций? Каждые 5 реакций?

Будьте последовательны в своем использовании жетонной системы поощрений с любыми детьми и в любой среде . Ваша цель - сделать эту систему последовательной . Дети быстро замечают, если вы не используете эту систему в определенных областях или некоторых обстоятельствах, и вы потеряете их сотрудничество.

Будьте полны энтузиазма . Если вы считаете, что эта система глупая, и вы не верите в нее, ребенок последует вашему примеру. Ваша система жетонных поощрений является самым удивительным, захватывающим, и великолепным из всего того, с чем вы когда-либо сталкивались!

Подготовьте визуализацию и план дифференциации . Убедитесь, что эта система является доступной для понимания ребенком. Сделайте ее визуальное изображение для детей с более низким уровнем развития рецептивной речи, чтобы они понимали, что от них ожидается, и как работает эта система. Вот один из примеров:

Убедитесь, что «стоимость» вашего усилителя адекватна . Для того чтобы установить адекватную стоимость, нужно понаблюдать за тем, как часто целевое поведение происходит в настоящее время. Таким образом, быстро соберите исходные данные. Если целевым поведением для ребенка является сидение за столом, выполнение своих заданий и поднятие руки вместо выкриков с места, обратите внимание на то, как часто такое поведение происходит (или не происходит), прежде чем реализовать жетонную систему поощрений.

Сочетайте жетоны с похвалой . Это пригодится, когда придет время постепенного отхода от этой системы. Для некоторых детей похвала не является усилителем, так что вам нужно поработать над тем, чтобы превратить похвалу в подкрепление!

Собирайте данные . Упростите этот процесс максимально, однако не забывайте периодически собирать данные, чтобы убедиться в том, что ваша система работает.

Разработайте план постепенного ухода от данной системы поощрений. Это самая сложная и наиболее часто упускаемая из виду часть жетонной системы поощрений. Эта система в конечном итоге перестанет работать, если она не изменится! Кроме того, так как она представляет собой систему искусственного подкрепления, нашей целью всегда остается переход к натуральным усилителям. Постепенное прекращение использования данной системы может быть сложным процессом, и вы должны заранее его распланировать. Подумайте о новых усилителях, которые являются более «дорогими» (нужно больше жетонов, чтобы «купить» такой усилитель). Или, может быть, вам стоит удлинить время между тем, когда ребенок может «покупать» награды. Постепенно начинайте давать меньше жетонов – за каждые 8 ответов, затем за каждые 10 и т.д.

Подбирайте жетоны, соответствующие возрасту ребенка.

Не позволяйте ребенку оставаться «банкротом» без возможности заработать больше усилителей . Некоторые жетонные системы поощрений имеют «стоимость реакции». Это означает, что ребенок может потерять баллы за проявление определенного «негативного» поведения. Это может быть полезно в случае некоторых детей, которые нуждаются в дополнительной мотивации, чтобы избежать потери очков или жетонов. Этим нужно пользоваться с осторожностью. Если ребенок потерял все свои очки, и он не имеет возможности заработать их снова – ему нечего терять. И тогда он дает волю проблематичному поведению.

Не забывайте придерживаться системы подкреплений .

Не устанавливайте слишком сложных задач или слишком много целевых поведений . Существует множество систем, которые настроены таким образом, что они идеальны для достижения каждой цели и решения каждой проблемы в классе или у ребенка.... но они настолько сложны, что педагог просто не способен их реализовать. Не забывайте, что вам еще предстоит проводить обучение в процессе реализации этой системы. Поэтому она должна быть максимально простой.

Не делайте стоимость усилителя недостижимой . Кто будет работать над чем-то, чего слишком трудно достичь? Начните с таких целей, которые рбенку будет легко достичь, а затем постепенно усложняйте их.

Не оставляйте действующую систему без изменений. См. пункт «Разработайте план постепенного ухода от данной системы поощрений». Это настолько важно, что стоит включить этот пункт в данный перечень дважды.

Удачи во всех ваших начинаниях с жетонной системой поощрения!

Медали и ордена вручают детям и взрослым людям. Их дарят за победу или участие в конкурсной программе, преподносят в качестве дополнительного подарка на праздник. Педагоги и воспитатели поощряют маленьких детей, вручая им шуточные награды за учебу, прививая интерес к знаниям. Шаблоны медалей для детей и взрослых скачивают из интернета или делают самостоятельно. Встречаются награды, нарисованные карандашом или красками, выполненные из дерева или слепленные из глины.

Как сделать своими руками

Изготовлением медалей любят заниматься дети, это развивает воображение и моторику рук. С помощью взрослых возможно сделать более сложные и оригинальные модели.

Для работы приготовить канцелярские принадлежности: ножницы, клей, цветную бумагу, картон, канцелярский нож. Пригодятся нитка с иголкой и атласная лента.

Прежде чем приступить к изготовлению медалек и других поделок, целесообразно обеспечить безопасность рабочего места: убрать со стола лишние предметы, постелить на него клеенку или положить рабочую доску, острые предметы (канцелярский нож, ножницы) закрывать после использования.

При применении клея удобно применять щеточку, чтобы размазывая основу по поверхности дети не пачкали руки, и слой равномерно распределялся по поверхности. Не стоит выдавливать слишком много клея, поскольку медалька испортится или при высыхании изделия проступят пятна.

Процесс изготовления орденов бывает разным:

  • При использовании готовых шаблонов, скачанных из интернета, их распечатывают на цветном или черно-белом принтере. В последнем случае медаль раскрашивают. Затем изделие вырезают, вдевают атласную ленточку, завязывают ее или сшивают.
  • При самостоятельном изготовлении медали рисуют нужную форму: круг, овал, прямоугольник, звезду. Затем раскрашивают изделие и подписывают. Вырезают орден, продевают яркую ленту. Если награда сделана из плотного материала, можно красиво декорировать ее разноцветным песочком, семечками, зерном, бисером, стразами или другими материалами. Это сделает поделку оригинальной.

Медали: картинки и шаблоны

Медальоны делают из разных материалов: из бумаги, из картона, ткани, пластилина, глины. Под руководством взрослых готовят съедобные медали-печенье. Мальчики могут вырезать деревянные ордена лобзиком при помощи папы или дедушки. Награду дарят на праздник, торжественное событие (на рождение ребенка, свадьбу, на юбилей), за победу и участие в конкурсах или спортивных соревнованиях.

Шуточные

Медальки, полученные в конкурсах, поднимут настроение ребенку. А шуточные награды понравятся малышам и детям постарше. Награждение сопровождают веселыми стихами, обыгрывающими имя или черты характера малыша.

Например: «У Танюши дел немало, у Танюши много дел» или «Вовка – добрая душа!» Заготовки с шуточными поздравлениями и приколами есть в интернете.

Прикольные

Смешные медальки придутся по вкусу любителям шуток и розыгрышей. Их дарят за участие в конкурсах. Ордена легко сделать самому, проявив изобретательность и творчество. Прикольные готовые формы для медалей останется только распечатать и вырезать.

Прямоугольные

Формы для наград бывают разными, но чаще дарят круглые или овальные медали. Можно сделать подарок прямоугольной формы. Для этого начертить прямоугольник необходимых размеров на плотном картоне и вырезать. Это будет удобный и несгибаемый трафарет. Затем взять цветную бумагу и обвести образец, выполнив нужное количество наград.

Бумажные

Цветная бумага - распространенный материал для изготовления поделок. Большое разнообразие оттенков позволяет комбинировать цвета. Целесообразно приклеить готовую награду на картон, так она будет прочнее, не сомнется и не порвется во время игр. Победитель сможет принести ее домой и сохранить на память.

Раскраски

Во время праздника вместо привычного поощрения можно подарить детям черно-белые заготовки с изображениями. Малыши раскрасят медали, как захотят. В качестве наград вручают прямоугольные, круглые, овальные раскраски разной формы. Для детей постарше выбирают сложный рисунок, для малышей - простые картинки (кораблики, солнышки, цветочки).

Так держать

Поощрение с надписью «Так держать» поддержит участников конкурсов. На шаблоне можно изобразить забавную фигурку, например, смайлик. Можно использовать заготовку с большим пальцем, поднятым вверх. Даже обычная яркая медалька с поощрительной подписью подарит детям положительные эмоции и хорошее настроение.

Для мам

Любой ребенок хочет порадовать своих родителей, сделав им подарок. Праздничные награды своими руками понравятся маме. Их преподносят на день рождения, Восьмое марта, в день Матери или без повода. Картинки подписывают: «Моей маме», «Любимой маме». При желании можно написать стишок или придумать трогательное поздравление в прозе.

Для пап

На медальках для пап изображают лучшие черты мужчин. Спортсменам дарят картинку «Самому быстрому папе» или «Самому сильному папе», любителю заниматься домашними делами - «Самому хозяйственному папе». Медальки для отцов можно сделать из дерева, вырезав лобзиком. Изготовление таких наград требует времени, делают их под руководством взрослых.

Лучшему дедушке

Медальоны пожилым родственникам дарят ко дню рождения, на 23 февраля, Новый год или к другим торжественным событиям. Изображение подбирают в зависимости от увлечений деда. Одни увлекаются рыбалкой, другие любят чинить машины, третьи - читать. На медальках изображают предметы, характерные для любимого хобби: удочку, руль, книгу и так далее.

Для детского сада

Детям дошкольного возраста часто делают небольшие подарки. Их вручают не только по праздникам, но и в повседневной жизни для поощрения, в награду за старания. Например, за изучение урока в детском саду или участие в спортивном конкурсе воспитатель может подарить малышу красочную медальку. На образцах обычно изображают веселых карапузов, животных или героев детских мультиков.

Первоклассникам

Первый класс - сложный период, когда ребенок привыкает к новому школьному распорядку. Чтобы помочь детям адаптироваться, педагоги дарят ученикам медальки, грамоты, свидетельства за достижения в изучении материала. Ордена вручают после окончания четверти или учебного года.

Выпускникам

Выпускной в начальной школе, в детском саду, старшей школе торжественный, радостный и трогательный праздник. В качестве награды детям вручают медали или кубки. Знаки отличия готовят из представленных шаблонов, их можно нарисовать самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей.

Для учителей

Значительный период жизни детей связан со школой и учителями. Медали педагогам вручают на профессиональные праздники: день учителя, первый и последний звонок, выпускной вечер. Награду преподносят от всего класса, картинка зависит от предмета, который ведет учитель. Например: глобус для географов, раскрытая книга - для учителей литературы.

Для молодцов и умниц

Детям приятно чувствовать себя умными и талантливыми. Для поощрения в конкурсах, во время уроков или других развивающих занятий малышам вручают награды с подписями: «Молодцу» или «Умнице», «Самому умному», «Самой умной». Если необходимо много медалей, печать картинок быстрее и удобнее делать на принтере, размножив количество образцов.

Звездочка

Ордена в виде звездочек вручают танцору, певцу, знатоку сказок, участнику творческого конкурса или за другие таланты. На медальоне рисуют забавную рожицу или пишут название номинации. Готовые образцы звездочек раскрашивают и подписывают.

Для конкурсов

Если организацией праздника занимаются взрослые или дети старшего возраста, то можно сделать съедобные медальки в виде печенья. Рецепт используют любой, исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Для формирования медальки используют формочки медали-печенья. Важно сделать отверстие, чтобы продеть в него атласную ленту. Испеченное печенье украшают глазурью или специальными съедобными красками.

Для награждения победителей

Награды за 1, 2, 3 место вручают после победы в конкурсе или соревновании. В качестве материала выбирают картон или бумагу соответствующих цветов. За 3 место вручают медальку бронзового цвета, за 2 место - серебряного цвета. Победитель получает красивую золотую награду. Материалом для изготовления часто выступает фольга.

Для детей по ПДД

Соблюдение правил дорожного движения - неотъемлемая часть безопасной жизни малыша. Родители и учители обязаны научить ребенка правильно себя вести на дороге. За изучение правил малыша поощряют медальками с изображением дороги, дорожных знаков или светофора.

Летние детские праздники часто проводят на природе. На открытой местности вдали от города и дороги устраивают для детей спортивные соревнования. Участников поощряют веселыми наградами, в зависимости от конкурса. Любителям бегать вручают орден «Самому быстрому», победившему в перетягивании каната - «Силачу». В зависимости от видов других конкурсов, вручают знаки: самому меткому, самому ловкому.

Подвижные игры нравятся детям, малыши с удовольствием бегают, прыгают и выполняют сложные задания. За победу в соревнования дарят ордена. Перед конкурсами нужно посчитать количество изготавливаемых изделий. Если игра командная, можно сделать одну медаль для группы конкурсантов (для четырех девочек или пяти мальчиков). Для каждого соревнования подбирают разный вид награды или обходятся одной формой.

За участие

Конкурс предполагает наличие победителей и участников, которые выбыли из конкурса. Детям обидно считать себя проигравшими. Поэтому малышей поощряют веселыми медальками «За участие». Некоторые конкурсы не предполагают наличие победителей, в качестве награды детям вручают одинаковые ордена или картинки поощрения.

Орден самому лучшему и самой лучшей

За достижения в учебе, конкурсе или спортивных соревнованиях ребенку вручают орден с памятной подписью. Картинку распечатывают или выбирают образец для фотошопа, который редактируют по собственному усмотрению.

На день рождения

Вместе с праздничным подарком имениннику можно вручить медаль. Делают орден из золотого картона, фольги или используют красивую бархатную бумагу. Медальку подписывают, подвешивают на атласную ленту. Взрослым приятно получить орден, если малыш выполнил его своими руками.

Для гостей

Гости праздника не обязательно участвуют в конкурсах, особенно, когда речь идет о взрослых людях. Дети могут поощрить их медальками, сделанными своими руками. Ордены рисуют или создают на онлайн-ресурсах бесплатно. Награду забавно подписывают: «Лучшему гостю дяде Ване», «Самой веселой тете Вере».

Жетончики вручают участникам конкурсов. После окончания программы дети подсчитывают количество жетонов. Выигрывает тот, у кого больше значков. Размер, форма, цвет жетонов зависит от предпочтения организаторов.

Читаю сейчас уже вторую книгу одного из самых авторитетных психологов мира "Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой" . Алан Каздин, автор книги, говорит: "Мы часто совершаем одну ошибку: пытаемся справиться с ребенком при помощи наказания, тогда как поощрение хорошего поведения оказывает намного больший эффект".

Я тоже пыталась внедрять систему о которой рассказано в книге давно, еще когда у меня не было такой прочной теоретической базы. Некоторое время она была удачной, но при этом из-за отсутствия продуманности была заброшена, к сожалению, хотя дети проявляли к ней большой интерес.

Знаю, что и многие другие родители с помощью системы поощрений - баллов, звездочек, смайликов - пытались получить от детей желаемое поведение.

Сейчас я вам расскажу о целом научном методе по использованию этой системы на практике.

1. Для начала вы должны решить какое именно поведение ребенка хотите получить в положительном ключе.
"Я хочу, чтобы он каждый день собирал свой рюкзак в школу с вечера"
"Я хочу, чтобы он каждый день вовремя ложился спать"
"Я хочу, чтобы он выполнял определенную домашнюю обязанность" и т.д.

2. Поощряем ребенка за каждое выполненное действие , нужное нам. Но при этом не ждем совершенства . Если ребенок никогда вовремя не ложился спать, то за один вечер он не станет пай-мальчиком.
Для поощрения создаем таблицу достижений :
В левом столбце - дни недели, дальше - 1-2 привычки (для начала лучше остановиться на этом количестве) и последняя колонка - общее число баллов за день.

Например, мы начисляем ребенку 2 балла за собранный с вечера рюкзак и 2 балла за то, что он ляжет вовремя спать. Итого за день он может получить 4 балла. Пустых клеточек не оставляем, ставим прочерк или ноль, если ребенок баллов не заработал. Можно писать баллы не цифрами, а рисовать звездочки, клеить смайлики или какие-то наклейки.
Для начала лучше взять только будние дни с понедельника по пятницу.

Многое зависит от того, где поместить таблицу. Она обязательно должна быть на видном, доступном для ребенка месте - на холодильнике, на стене в его комнате.

Обмен очков на призы .

Никогда ничего не отбирайте. Не должно быть ситуации, когда ребенок не выполняет ваших требований, а вы в наказание у него отбираете его вещи. Это табу.

Начните с "дешевых" призов. Это могут быть маленькие игрушки, удовольствия, развлечения. Игрушек лучше приготовить сразу несколько и сложить в мешочек, чтобы ребенок мог достать ее оттуда.
Не устанавливать на призы непомерно "высокие" цены. Нет смысла обещать маленькому ребенку, что за 500 очков он пойдет на каток с родителями. Он не сможет так долго копить баллы на этот приз и разочаруется.

Стоимость призов устанавливайте от дневной суммы очков до суммы очков в месяц для детей постарше. Но это должны быть обязательно желанные, долгожданные призы, ради чего ребенку стоит переделывать свои привычки.

3. Приступаем к работе

В первые дни вы должны мягко, в форме просьбы, начиная ее со слова "пожалуйста", напоминать ребенку, что ему нужно пойти в кровать. Если он остается в кровати, а не начинает канючить "пописать-попить-покушать", мы начисляем ему 2 балла и вписываем их в таблицу.

Как только набираются баллы на приз, мы предлагаем ребенку забрать маленький приз или копить дальше на большой. Обычно сначала дети забирают маленькие призы, а потом начинают копить все больше и больше баллов.

Некоторые призы, предложенные автором книги, меня смутили. Например, за некоторое количество баллов ребенку дается приз - звонок бабушке. Для меня это за гранью понимания.
Но некоторые призы хороши: дополнительное чтение на ночь, просмотр мультиков вместе, поход на каток, поездка куда-то, настольная игра (заметьте, это дополнительно к тому, как вы обычно развлекаетесь с ребенком).

По этой системе вы вместе с ребенком работаете над формированием нужного поведения. А это можно сделать только путем тренировки, только так действия становятся естественными и автоматическими.
Когда привычка становится автоматической, вам больше не нужно будет вознаграждать ребенка. И можно переходить к формированию другой привычки.

Здесь я рассказала в общем об этой системе поощрений, уже на этой основе можно приступить к формированию нужной привычки у своего ребенка (или у себя, почему нет?). Но в книге "Трудный ребенок" вы найдете подробные инструкции к этой программе, разбор нестандартных ситуаций, ситуации с детьми разного возраста, что позволит провести эту программу поощрений еще более качественно.

Ответы на часто задаваемые вопросы и несколько идей для поощрения ребенка с помощью «экономики жетонов»

Система подкрепления с помощью жетонов — это очень полезный подход для увеличения желательного поведения как дома, так и во время терапевтических занятий или в классе. «Жетон» — это любой предмет (монетка, наклейка, картинка на ленте-липучке, магнитик и так далее), который выдается за желательное поведение. После того как ребенок соберет заранее оговоренное количество жетонов, он сможет обменять их на отсроченное поощрение (например, на конфету, игрушку или совместную игру).

Системы жетонов или «экономики жетонов» очень часто используются в группах и классах детей с аутизмом, потому что такой тип подкрепления гораздо проще использовать в образовательной среде. Ребенку не нужно прерывать занятие каждый раз, чтобы получить прямое поощрение (например, съесть конфету), вместо этого непосредственным поощрением становится жетон, а паузы для наград становятся реже.

Кроме того, система жетонов позволяет поощрять ребенка с помощью очень важных для него, но занимающих слишком много времени наград. Например, ребенок может получать жетоны как немедленную награду, а позднее обменять их на поход в магазин или нечто подобное.

Экономика жетонов включает три основных элемента: 1) какие-то маленькие предметы, которые можно сосчитать, очень часто в сочетании с дощечкой или другой поверхностью, на которой можно их разместить, 2) важное для ребенка отсроченное поощрение, которое можно предоставить ребенку сразу же, когда будет собрано нужное количество жетонов, и 3) четкое определение поведения, за которое ребенок будет получать жетон.

Часто задаваемые вопросы при использовании жетонов

Простота системы жетонов часто приводит к одним и тем же ошибкам в их применении. Очень часто вы работаете с учеником и вдруг понимаете, что не знаете, как применять жетоны в данный момент, или, хуже того, вам кажется, что жетоны никак не влияют на его поведение. Вы начинаете думать, что система была ошибкой.
Ниже приводятся ответы на некоторые вопросы, которые очень часто возникают у тех, кто использует жетоны.

Как учить ребенка системе жетонов?

Это замечательный вопрос. Проблемы возникают тогда, когда люди не задаются им. Многим кажется, что достаточно просто показать ребенку плашку с жетонами, и он тут же волшебным образом догадается, что это способ заработать то, что ему нужно. Очень часто этого недостаточно!

Да, некоторым детям достаточно рассказать, что такое система жетонов, за что он будет получать жетон, сколько жетонов ему нужно собрать, и на какие поощрения он сможет их обменять. Однако других детей нужно целенаправленно УЧИТЬ этой системе, и подобное обучение потребует времени.

Один из способов такого обучения — это сочетание каждого жетона с каким-нибудь ощутимым поощрением на первых порах. Для этого каждый раз поощряйте ребенка жетоном и прямым поощрением одновременно. А когда он соберет нужное количество жетонов, предоставьте ему другое, более значимое поощрение.

Например, давайте ребенку кусочек печенья или минуту игры на планшете и тут же прикрепляйте жетон на доску. Поначалу это может показаться слишком сложным, особенно если изначально вы начали использовать жетоны, чтобы упростить процесс поощрения. Однако нужно потратить какое-то время, чтобы ученик привык воспринимать жетоны как поощрение, в противном случае, их использование будет для него бессмысленным!

Обязательно ли делать жетоны из предметов? Мой ученик слишком большой/у него слишком развитые навыки, и жетоны выглядят как-то по-детски.

Практически что угодно можно использовать в качестве жетонов, которые потом обмениваются на отсроченное поощрение. Это могут быть кубики, стеклянные шарики или обычные «галочки» на бумаге. Если вам кажется, что ученик слишком взрослый для «смайликов» или плашки с жетонами, то вы можете использовать канцелярские скрепки на бумаге, фишки для покера, любые другие маленькие предметы.

Как уменьшить применение жетонов в дальнейшем?

Термин «уменьшение» вполне понятен и без объяснений, но при уменьшении системы жетонов нужно учитывать несколько важных моментов. Во-первых, нельзя резко отменять или изменять систему жетонов. Если Джонни мог зарабатывать жетоны за трехминутные интервалы в понедельник, это не значит, что во вторник интервал должен составлять 5 минут. Сначала убедитесь, что ученик стабильно может зарабатывать жетоны при существующих интервалах/соотношении. Во-вторых, записывайте данные и опирайтесь на них, не руководствуйтесь личным «ощущением», что ученик готов к уменьшению поощрений.

Можно ли снимать заработанные жетоны за нежелательное поведение?

В редких случаях системы жетонов это предусматривают. Тем не менее, это можно делать только при условии, что ученик заранее знает о том, какое именно поведение приведет к потере жетона. Несправедливо нарушать вашу договоренность и угрожать ученику, что он потеряет жетон за «плохое поведение», если что такое «плохое поведение» не совсем понятно. Снятие жетона является применением наказания, и если уж вы решились использовать наказания, то, по крайней мере, ребенок должен понимать суть этой системы, и она ВСЕГДА должна сочетаться с системой поощрения.

Идеи для систем жетонов

— Приклейте наклейки со смайликами на игровые фишки, прикрепите их к любой поверхности с помощью ленты-«липучки».

— Заламинируйте наклейки с персонажами из любимого мультфильма ребенка. Заламинируйте сцену из мультфильма из детской раскраски или журнала. Прикрепите к ней жетоны с помощью ленты-«липучки». Например, ученик может зарабатывать жетоны с «Паровозиком Томасом» и прикреплять их на рельсы. Когда он соберет весь поезд, он сможет получить отсроченное поощрение.

— Используйте буквы из игры «Эрудит» или буквы на магнитах, из которых можно составить имя ребенка. Когда ребенок заработает все буквы и сможет сложить свое имя, то он сможет получить отсроченное поощрение.

— На бумаге или белой доске нарисуйте нужное количество клеточек для букв в названии поощрения (например, 7 клеточек для «попкорн»). Каждый раз, когда ученик правильно отвечает, пишите в клеточке одну букву.

— Сфотографируйте и увеличьте фотографию поощрения. Распечатайте и заламинируйте фотографию. Разрежьте ее на части (или приклейте фотографию на картон или «пенку», а потом разрежьте ее наподобие паззла). Давайте один кусочек изображения за один верный ответ. Когда ребенок соберет всю картинку, он получит то, что на ней изображено.

— Сделайте две копии страницы из раскраски с любимыми персонажами ребенка. На одной копии раскрасьте фон, но персонажей оставьте черно-белыми. Закрасьте персонажей на другой странице, вырежьте их и разрежьте на части, заламинируйте и прикрепите на них ленту-«липучку». За желательное поведение награждайте ребенка раскрашенной частью, которую можно прикрепить к черно-белому изображению. Когда весь рисунок будет готов, ребенок сможет получить поощрение.

— Используйте несколько маленьких ковриков. Положите их в линию между ребенком и поощрением. При каждом верном ответе ребенок сможет делать один шаг к поощрению.

— Если у ребенка есть любимый паззл, давайте ему кусочек паззла за каждый верный ответ. Когда паззл будет собран, ребенок получит доступ к отсроченному поощрению.

— Используйте доску для колышков, выдавая один колышек за каждый правильный ответ. Когда доска будет заполнена, ребенок получит доступ к отсроченному поощрению.

— Используйте монетки в качестве награды, назначая «цену» за отсроченное поощрение и позволяя ученику «купить» его.

— Используйте настольную игру, где нужно передвигать фишки или фигурки до финишной черты. За каждый правильный ответ передвигайте фишку на одну клетку вперед. На финише помещается поощрение или его фотография.

— Поместите на стол две стеклянные банки. Наполните одну из них стеклянными шариками, на другую банку приклейте изображение поощрения. За желательное поведение или правильные ответы перекладывайте шарики из одной банки в другую. Когда вторая банка будет наполнена, ученики смогут получить доступ к поощрению.

— Используйте в качестве жетонов части самого поощрения. Например, за каждый правильный ответ вручайте рельсы для игрушечной железной дороги. Когда вся дорога будет проложена, ребенок сможет играть в поезда.

Подходите к процессу творчески и учитывайте интересы ребенка при разработке системы жетонов. Главное, не забывайте веселиться!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на

Что мне делать с этими странными штучками?

Пять советов для использующих систему жетонов

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Поскольку число детей с расстройствами аутистического спектра неуклонно продолжает расти, все чаще вызывают интерес различные стратегии, которые помогли бы этим детям адаптироваться в инклюзивной среде. Большинство современных исследователей концентрируются на позитивных стратегиях поведенческого вмешательства и поддержки. Один из вариантов подобных стратегий — система жетонов, которую часто используют при работе с нежелательным поведением, как у особых, так и у нейротипичных детей.

Система жетонов заключается в немедленном подкреплении желаемой реакции ребенка при помощи наклейки, фишки или «жетона». Дети «собирают» жетоны, чтобы затем обменять их на первичные подкрепления или более существенную награду. Исследования показывают, что система жетонов может быть эффективна как при работе с целым классом, так и на индивидуальных занятиях, и позволяет увеличить частоту целевого поведения, научить ребенка следовать правилам, чаще проявлять инициативу на занятиях, и многим другим полезным навыкам (Nelson, 2010; Reitman, Murphy, Hupp, & O’Callaghan, 2004). Тем не менее, прежде чем вы попробуете изменить поведение ребенка к лучшему при помощи системы жетонов, вам нужно запомнить 5 простых советов:

1. Ясно сформулируйте свои ожидания. При введении системы жетонов, человек должен точно понимать, каких реакций от него ждут, и каким навыкам обучают. Следует периодически проводить проверку, насколько хорошо ребенок понимает ваши требования.

2. Убедитесь, что ребенку понятен смысл жетонов. Чтобы жетоны стали действительно значимым для ребенка объектом, он должен точно понимать, что они символизируют. Когда вы убедились, что ребенок точно понимает, чего вы от него хотите, начните с того, что будете предоставлять один жетон за каждую правильную реакцию. Предоставляя ребенку жетон, обязательно прокомментируйте, за что вы его даете. А затем сразу же предоставьте поощрение в обмен на жетон. Таким образом в сознании ребенка образ жетона будет ассоциироваться с получением подкрепления.

3. Подготовьтесь. Принимая решение, как часто ребенок будет получать жетоны за указанный временной период, важно точно определить насколько развит целевой навык и понять, как вы будете приучать ребенка к новым правилам. Если у ребенка бывает проблемное поведение, жетоны следует чаще предоставлять, когда он ведет себя так, как нужно. Кроме того, если до сих пор ребенок не был знаком с системой жетонов, поначалу ему следует предоставлять их гораздо чаще, чем если бы вы уже давно применяли подобную систему. Запомните: чем чаще ребенок получает подкрепление после желательного поведения, тем чаще это поведение будет проявляться.

4. Поощрения, которые ребенок получает после сбора жетонов, должны быть ЗНАЧИМЫМИ. Чтобы определить какие виды поощрений будут наиболее значимы для ребенка при введения системы жетонов используют разные виды опросников интересов и предпочтений. Чем более значимым будет подкрепление, тем с большим азартом ребенок будет собирать жетоны, чтобы его заполучить. Запаситесь несколькими видами поощрений, чтобы они не наскучили. Также можно использовать разные виды «прейскурантов», чтобы ребенок мог выбрать, получить сейчас менее значимое подкрепление, или «накопить» жетонов на что-то более существенное.

5. Вовремя уходите от этой системы. Поскольку в жизни не всегда можно решить все вопросы при помощи жетонов, важно вовремя снижать частоту использования поощрений и жетонов, когда ребенок начнет достаточно часто демонстрировать желаемое поведение. Материальные поощрения и жетоны следует постепенно и в разных обстоятельствах заменять социальными и/или естественными подкреплениями. Но помните, что снижать частоту использования жетонов и прямых подкреплений следует постепенно, пока ваш ученик не начнет самостоятельно демонстрировать желаемое поведение.

Система жетонов может быть адаптирована ктак, чтобы удовлетворять нужды огромного количества людей, в самых разных условиях. При помощи системы жетонов ребенок может научиться самостоятельно проявлять желаемое поведение во многих ситуациях. Также со временем система жетонов может использоваться для развития навыков самоконтроля, что позволит человеку самостоятельно следить за своим поведением и лучше его понимать. Что касается учителей регулярных классов, специальных педагогов, работников социальных служб и всех, кто так или иначе работает в системе образования или социального обслуживания, все они могут успешно применять систему жетонов для формирования желаемого поведения у своих подопечных.

Список литературы:

Nelson, K. (2010). Exploration of classroom participation in the presence of a token economy. Journal of Instructional Psychology, 37(1), 49-56.

Reitman, D., Murphy, M., Hupp, S., & O’Callaghan, P. (2004). Behavior change and perceptions of change: Evaluating the effectiveness of a token economy. Child & Family Behavior Therapy, 26(2), 17-36.

© ro-journal.ru, 2024
Хозяйкины хитрости