Доклад: Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления. Развитие логического мышления дошкольников средствами логико-математических игр Каким могут быть логические задания для дошкольников

20.12.2021

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №63 «Золотая рыбка»

города Байконур

Мастер-класс

«Развитие логического мышления средствами

логико-математических игр»

Подготовила:

педагог-психолог:

Пашина Ирина Александровна

образование: высшее профессиональное

г. Байконур, 2016 г.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. А для детей с задержкой психического развития это наиболее важный из аспектов развития.

Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В качестве принципов дошкольного образования выступают:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3) признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).

Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).

Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).

Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).

Игры с блоками Дьенеша.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Игры Воскобовича

Игры-головоломки

Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Поэтому цель моей работы: способствовать развитию, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитии умственных способностей через логико-математические игры.

Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.

Наблюдая за детьми во время непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, я обратила внимание, что они часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с логико-математическим содержанием, при этом используя в них нетрадиционный материал, они легко и быстро ориентируются на микро и макро плоскости, без проблем сравнивают предметы, считают. Передо мной встала проблема, как сделать так, чтобы сформировать у детей элементарные математические представления, развить логическое мышление и при этом заставить детей самостоятельно мыслить, а так же доставить им радость от процесса познания.

Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики таких известных авторов, как: Д. Кюизенера, З. Дьенеша В. Воскобовича, В. Кайе, К. Гаттегно, игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это Танграм, Пентамимо…, а также логико-математические игры и пособия, заимствованные из сети интернет и изготовленные мною из бросового и подручного материала. Благодаря использованию игровых технологий, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:

    работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,

    учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,

    использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

    творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения

    создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие авторские методики и разработки, которые я использую в своей работе.

    Джордж Кюизенер бельгийский педагог.

Одним из его изобретений был набор цветных деревянных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). Кюизенер использовал их при обучении арифметике.

Плюсы методики Кюизенера:

Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их.

Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

Хотелось бы отметить еще одну замечательную методику – блоки Деньеша.

Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми.

Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках.

Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких до начальной (и даже средней) школы.

Еще одна не менее интересная методика по развитию логико-математических представлений у детей – это игры Воскобовича.

    Игры Воскобовича

Немного истории

Вячеслав Вадимович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. По профессии он инженер-физик. Но так сложились обстоятельства в родной стране, что молодому отцу Воскобовичу пришлось углубиться в педагогику с головой. Когда у Вячеслава Владимировича появились дети, он всерьез задумался о их всестороннем развитии. К сожалению, в те годы не было большого выбора среди игр, а те педагоги-новаторы, кто предлагал методику раннего обучения, советовали изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Пусть у Вячеслава Воскобовича не было педагогического образования, но интуиция в выборе методов для воспитания своих детей, открыла перед ним двери настоящего педагогического творчества. Создавая свою первую игру, он придумал интересную сказку, в ходе которой герои должны вместе с ребятами разгадать загадку новой игры и сделать интересное открытие.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

    Игры разработаны исходя из интересов детей.
    Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

    Широкий возрастной диапазон.
    В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.
    Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.

    Образность, многофункциональность и универсальность.
    Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

    Творческий потенциал

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

    Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

    Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

    Сказочная огранка

Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Способы реализации технологии.

В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой

Игры В. Воскобовичa можно рaзделить нa:

    игры, нaправленныe нa творческоe конструированиe;

    игры нa рaзвитие логики и вообрaжения;

    игры, обучaющиe чтeнию;

    игры нa рaзвитие мaтeматических способностeй.

Привeду примeры сaмых извeстных игр и зaданий с ними, которые используются в моей работе:

    «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Это игрa нa рaзвитиe логики и вообрaжeния. Косынкa, Вeчное Оригaми, Клeновый листок – всe это синонимы Квaдрaта Воскобовичa. Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Рeшать зaдачи рeбенку помогaют мaма Трaпеция, пaпа Прямоугольник и дeдушкa Чeтырeхугольник. Вaриaнтов сложeния – 1.000.000 (!).

Игру сопровождает методическая сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата. В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в альбоме, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

Предлагаю вам ознакомиться с этой замечательной игрой. Давайте соберем фигуру, как показано на экране.

    «Прозрачный квадрат» или «Нетающие льдинки озера Айс»

Прозрачный квадрат - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра состоит из 30 квадратных прозрачных пластинок с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, пятиугольник и шестиугольник. Вся остальная часть пластины прозрачная, за счёт чего при наложении их друг на друга узор меняется. Из этих пластинок можно составлять разные картинки, и даже целые композиции. Играя с пластинками, ребёнок знакомится с такими понятиями, как форма, величина, соотношение целого и части, у него развивается память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности, конструкторские способности, воображение. Эта игра прекрасно развивает образное и пространственное мышление, логику, даёт математические знания и представления о геометрии. Инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Вместе с мудрым Вороном Мэтром ребёнок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно сложить множество забавных фигурок. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.

Задания в инструкции разделены на три группы (три дня провел Ворон Мэтр на Озере Айс, состязаясь с его хранителем). В первый день Ворон решал задачки на анализ геометрических фигур и соотношение части и целого, во второй день он складывал квадраты из различных частей и самые разные фигурки, а на третий день играл с Хранителем Озера Айс в «Вертикальное домино». В эту игру могут играть в паре и подгруппой. Все пластинки кладутся на середину стола, игроки по очереди берут по одной пластинке и строят из них квадрат (если пластинка не подходит она кладется рядом и дает начало новому квадрату). Тот, кто достраивает квадрат до целого – забирает его себе и получает столько очков – сколько частей в квадрате. Выигрывает тот, у кого больше пластинок (или очков).

    «Прозрачная цифра»

«Прозрачная цифра» - необычная игра, которая способствует развитию математических представлений и понятий о пространственных отношениях; структуре цифр и букв, как знаков.

С ней ребенок познакомится с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность; поймет, как классифицировать предметы по определенным признакам; научится сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок; усвоит, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами; сможет составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.

Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. Составляя из пластинок цифры, буквы и самые разные фигуры, ребенок будет развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук и речь.

Игра состоит из 24 прозрачных пластинок с элементами «электронной восьмерки» четырех основных цветов: красного, синего, желтого и зеленого и 10 картонных карточек-трафаретов. Размер прозрачных карточек – 5*8 см. Элементы цифр на картонных и прозрачных карточках – одинакового размера.

Основная суть игры в том, что, накладывая прозрачные карточки друг на друга или на трафареты, можно составлять различные знаки и фигуры. Причем, составлять их можно самыми разными способами – одну и ту же цифру можно сложить и из двух и из четырех пластинок. Необходимо соблюдать лишь одно правило – цветные полоски должны накладываться только на не закрашенные, иначе игра теряет смысл. На первоначальном этапе можно использовать трафареты, как подсказку, в дальнейшем знаки рекомендуется собирать по памяти.

Помните, как в детстве учились писать почтовый индекс? Теперь его можно не только написать, но и собрать необычным и интересным способом!

Из полосок еще можно конструировать еще и буквы, и предметные силуэты (как из альбома, так и собственные, фантазийные).

    «Игровизор»

Что он из себя представляет? Это блокнот размера А4 из двух скреплённых листов. Нижний лист картонный, верхний - из прозрачного пластика. Под пластиковый слой подкладываются листы с развивающими заданиями, на нём ребёнок маркером на водной основе выполняет различные задания, которые затем легко удаляются.

В своей работе я использую аналог этой замечательной игры –тренажера, которую назвала «Необычный экран» (идею подсмотрела в интернете). За основу я взяла обыкновенные прозрачные уголки для бумаги. Вставляя любые черно-белые и цветные графические задания, можно рисовать маркером на водной основе, раскрашивать, штриховать и не бояться ошибки. Ошибка легко стирается салфеткой. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

На что следует обратить внимание во время занятий с детьми по играм Воскобовича:

Подготовка.

Перед тем как предлагать игру детям, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь.

В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте детей, что они делает, почему выбрали именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность.

Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

Усидчивость .

Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

    Еще бы хотелось обратить ваше внимание на игровые пособия российского избретателя, инеженера-физика Виктора Августовича Кайе .

Немного истории

Виктор Кайе - инженер-техник, поэт, бард, да к тому же еще изобретатель. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. Беда в том, что большинство его изобретений, не находя массового покупателя, так и остаются в единичных экземплярах.

Рождение второго сына послужило для Виктора Кайе своеобразным катализатором. Большинство советских игрушек будущий изобретатель “испытал” еще на старшем, и с появлением второго ребенка захотелось чего-то новенького, оригинального. Так, в 1979 году двухлетний Алексей получил в подарок от папы игрушечную ракетную установку. И Виктор Августович просто-таки с головой погрузился в новое увлечение. К 1984 году он получил уже 11 авторских свидетельств, а в 1987 стал лауреатом конкурса научно-технического творчества молодежи.

Развивающие методики и технологии В.Кайе решают следующие задачи:

    формируют творческое объёмно – пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации;

    формируют и развивают восприятие, концентрацию внимания, памяти, воображения; оказывают стимулирующее влияние на развитие речи; тренируют тонкие движения пальцев; развивают умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, моделировать цвета и предметы;

    развивают фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в коллективе сверстников;

    формируют исследовательское поведение, поисковую деятельность и такие волевые качества, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.

Игры В.А. Кайе относятся к особому виду детских самостоятельных игр – «игр экспериментирования» и представляют собой целую развивающую систему. Самая главная особенность его игр – это многофункциональность (сочетают в себе пасьянсы, плоские трансформеры, графические конструкторы и супердомино) и вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет развивать у детей гибкость ума.

Вот некоторые из них:

    «Ромбики Кайе»

    «Дуги Кайе» и «Колечки Кайе»

    «Радужный (речной, лесной, солнечный) лабиринт»

    «Трикубики»

    строительный набор «СтройКайе»

    мозаики «Насыпные шарики»

    волчки (пластмассовые, деревянные, расписные);

    «Зелёные поляны», «Мосты и берега»

Хочу остановиться подробнее на игре, которую я активно использую в своей работе. Это развивающая предметно-игровая система «Соты Кайе».

    Развивающая предметно – игровая система «Соты Кайе» служит для индивидуальной или коллективной игры в возрасте от 3 до 11 лет.

Набор состоит из 84 объёмных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, обратная сторона однотонная.

Многофункциональность:

В качестве графического конструктора для создания фигур, из частей рисунков на элементах.

В качестве графического трансформера для изменения полученных фигур.

В качестве плоской мозаики.

Для игры в домино.

Для конструирования и экспериментирования.

Возможности элементов:

Элемент можно свободно перемещать по горизонтальной плоскости;

Элемент можно установить в угол, образованный другими элементами;

Изменять рисунок за счёт поворота элементов;

Создание композиций больших размеров.

Занятия и игры Кайе способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости, и в пространстве, развитию чувства гармонии пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты. Занятия способствуют формированию и развитию компенсаторных фондов, которые всегда имеют место в развитии ребёнка с наличием дефекта, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, снимают эмоциональное напряжение, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

В процессе применения данной игры, я решила немного расширить его возможности. Мною было изготовлен ее напольный вариант. В процессе игры с этим вариантом, дети не находятся в одном положении, а постоянно находятся в движении, выкладывая изображение на ковре.

    Еще одно игровое пособие - Математический планшет

Что такое математический планшет

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также "Геоконт" Воскобовича и планшет "Геометрик".

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном поле расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения - от букв и цифр до сюжетных картинок. Можно дополнить линии геометрическими фигурами - и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Что входит в набор

Квадратный планшет с 25 штырьками

Комплект цветных геометрических фигур (2 квадрата, 2 треугольника, 2 круга)

Комплект цветных резинок

Книжка с заданиями

Что развивает математический планшет

Несмотря на свое «математическое» название, это пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Во время работы со сказками, стихами, загадками активно развивается речь. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Нацепляя резиночки на штырьки, ребенок совершенствует мелкую моторику рук. А если он делает это еще и по координатам, то улучшает внимание.

С чего начать

Сначала нужно дать ребёнку планшет, посчитать штырьки, а потом, взяв, резиночки, (небольшое количество) показать, как натягивать резинки на штырьки. Тут вы должны запомнить сами и постоянно об этом напоминать ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. В процессе игры можно практиковать счёт: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру.

Варианты игр

    С детьми 3-5 лет:

Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).

- «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.

Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.

Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

    С детьми 6-7лет:

Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком.

Знакомимся с понятием «система координат». Можно пронумеровать ряды и столбцы штырьков: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее.

Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение.

В своей работе по применению логико-математических игр мною были найдены в сети интернет множество интересных пособий фабричного производства, а также изготовленных из бросового материала, и некоторые из них я применила в своей практике, немного видоизменив.

    Палочки Гранна

Данная игра является вариантом хорошо нам известных счетных палочек.

Игра является аналогом польской игры фирмы Granna «Палочки» и является прекрасным дидактическим, строительным и художественным материалом. В мой набор данного пособия входит 48 палочек (по 12 цветов красного, желтого, зеленого и синего цветов), изготовленных из ПВХ, размером (12х1,5см). В комплект входит 16 ярких схем-картинок размером А5. Карточки разделены по цветам, обозначая уровень сложности: светло-розовый цвет карточек - самый простой, для малышей, светло- голубой - посложнее, светло-желтый - самый сложный.

Играть с палочками можно и с малышами, и с детками более старшего дошкольного возраста. Игра состоит в том, чтобы из палочек сложить фигуры указанные на картинках или придуманные самими детьми.

С помощью этих палочек, ребята научились собирать разные картинки, как рисунок, которые, самостоятельно, придумали, закрепляли навыки счета и состав чисел, с детьми подготовительной к школе группы мы выкладывали буквы, собирали фантастических животных и многое другое.

Игры с палочками способствуют развитию у детей дошкольного возраста креативного, логического, наглядно-образного мышления; развивают внимание, мелкую моторику. Развивают навыки счета. Формируют начальные представления о геометрии.

    Конструктор «Велькрош» (автор Олеся Жукова)

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Для изготовления конструктора мне понадобилась только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, я приобрела липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые.

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если правильно с ним заниматься и показав ребенку все его интересные возможности.

Я показывала детям приемы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом. Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Только после того, как дети научились повторять собранные мною модели и освоили разнообразные приемы конструирования, я стала давать задания на словах, например, сделай зайчика или сделай ракету, побуждая ребенка использовать полученные навыки, память и фантазию.

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы, архитектурные сооружения и многое другое.

    Вязаный конструктор «Фантазия»

Пособие включает набор вязаных полосок длиной 10 см и шириной 2, 5 см, по 10 шт. каждого из представленных цветов в пособии, с одной стороны полосы - пришита пуговица, с другой - находится петля, в набор входят карточки-схемы. Пособие дополнено полосками из фетра, длиной 10 см и шириной 2,5 см. Пособие предназначено для детей 2-7 лет.

Цель:

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;

Развитие психических процессов;

Изучение и закрепление знаний основных цветов;

Формирование умения создавать различные модели по образцу, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу;

Развитие умения самостоятельно решать поставленные задачи;

Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта;

Уточнение (или знакомство) знаний о геометрических фигурах, букв и цифр;

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

Развитие фантазии и творческих способностей.

Успешно применив данное пособие на практике, я пришла к выводу, что его можно дополнить полосками из фетра, такой же длины и ширины. В итоге, функциональные возможности моего пособия увеличились.

Пособие простое и понятное. Оставляет много простора для детской фантазии!

    Дидактическое пособие «Геометрика»

Представляет собой набор разноцветных, одинаковых по размеру, но разных по цвету, геометрических фигур (квадраты, треугольники, круги), а также фигуры прямоугольной формы, разного цвета с делениями для вставки друг в друга, карточки-образцы.

Пособие позволяет сформировать :

Способность к логическим операциям (анализ, синтез, сравнение)

Представление о геометрических фигурах, цвете;

развивать:

Наблюдательность,

Творческое воображение,

Мелкую моторику пальцев рук

С помощью данного пособия дети в игровой форме смогут овладеть:

Умениями плоскостного конструирования;

Умениями классификации геометрических фигур по цвету, форме;

Умением ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Умениями выделения сходства и различия между геометрическими фигурами;

Умениями конструирования по схеме-образцу и по собственному замыслу.

    Пентамимо

Пентамино - очень популярная логическая игра. Запатентовал головоломку «Pentomino» Соломон Вольф Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния.

Пентамино – это популярная логическая головоломка для детей и взрослых. Игра состоит из 12 плоских фигур. Все фигуры состоят из 5 квадратов. Каждый элемент обозначает латинскую букву, форму которой он напоминает. Многие уже давно знакомы с этой головоломкой по игре тетрис, которая основана на идее пентамино.

Из элементов головоломки складываются симметричные узоры, буквы, цифры, животные. Одной из самых распространенных задач пентамино - сложить прямоугольник из всех фигур. При этом фигуры не должны накладываться друг на друга и не должно быть пустот.

Пентамино развивает абстрактное мышление, воображение, воспитывает настойчивость и терпение, учит определять, создавать, анализировать. В пентамино фантазия может творить чудеса: из непонятных разной формы фигур может возникнуть фигура собаки, машины, дерева.

Ребенку 5-6 лет можно дать задание выложить фигуру по образцу или придумать самому. В результате получится плоскостное силуэтное изображение - схематичное, но понятное по основным характерным признакам предмета, пропорциональному соотношению частей, по форме.

Малышу можно показать, как сложить прямоугольник. Обратите внимание ребенка на то, как фигуры лежат, нечаянно поломайте прямоугольник, попросите ребенка повторить. Также научите складывать по образцу, как мозаику.

Игру Пентамино можно изготовить самим. Для этого необходима бумага высокой плотности (или белый немелованный картон) и цветной принтер. Выбрала размер исходного кадратика для фигур (например, 2х2 см.). С помощью графического редактора Adobe Photoshop нарисовала элементы игры. И все, распечатала, заламинировала и вырезала. Изготовила аналогично схемы и задания к игре. Схемы распечатала на цветном принтере.

    Игра-шнуровка «Умные фигуры»

Идею развивающей игры - шнуровки много лет назад придумала и воплотила в жизнь Монтессори Мария, автор популярной развивающей методики, названной в честь ее имени методикой Монтессори. С тех пор занимательные игры шнуровки пользуются популярностью среди взрослых и детей во всем мире.

В магазинах можно выбрать много наборов для занятий с веревочкой, но фантазия подсказывает, как можно без каких-либо материальных затрат своим руками сделать игрушку, которая доставит малышам больше радости.

Кроме желания мне понадобились красивые шнурки и фигурки, изготовленные из

и материал для основы. Вариантов из чего можно вырезать контур игрушки очень много: пластик, линолеум, пенный полимер, плотный войлок, фетр и т. д.

Но я решила остановить свой выбор на ПВХ, посчитав, что материал гигиеничен (можно обрабатывать любым дезинфицирующим средством) и устойчив к длительному использованию.

Шнуровки бывают плоскими и объёмными; их делают в форме ботинок, различных зверушек, фруктов и пр. Мне захотелось апробировать вариант с использованием шаблонов из геометрических фигур, посчитав, что данный вариант поможет запомнить основные формы, который я с удовольствием реализовала.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Оказывать детям поддержку необходимо в случае затруднений, которая заключается в различных видах помощи.

Стимулирующая - используется в условиях низкого познавательного интереса ребенка, недостаточной произвольности поведения.

Направляющая - предъявляется в связи с несовершенством владения средствами и способами деятельности ребенка, сниженной способности планировать. последовательность выполняемых действий.

Обучающая - применяется в ситуациях, когда предыдущие виды помощи не оказались достаточными.

Где стимулирующая помощь является наименьшей дозой помощи ребенку, а обучающая – наибольшей.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через логико - математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»

Важность раннего развития и обучения

Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.

Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.

Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.

Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…

Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.

Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.

Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

Логические игры для дошкольников

Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.

Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.

Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.

Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.

Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:

1. «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.

2. «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.

3. «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.

4. «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.

5. «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.

6. «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.

7. «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.

Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура. Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект. Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.

Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом.

Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.

Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.

Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.

Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .

Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:
— Это живое? – Да.
— Зверь? – Нет.
— Птица? – Да.
— Чирикает? – Нет.
— Голубь? – Да.

Сначала пусть малыш задает наводящие вопросы, а потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует логическое мышление и наблюдательность.

Поможет развить логическое мышление игра на установление принадлежности выбранного объекта к определенной группе. Например, вы называете «куртка», а малыш должен сказать, что она принадлежит к группе «одежда»; вы называете «яблоко» — ребенок должен сказать «фрукты» и т. п.

Многие поколения детей любят игру «Съедобное-несъедобное», при которой одновременно с названием предмета кидают мяч. Если назван съедобный предмет, мяч надо поймать.

Научите малыша играть в полезные настольные игры: шахматы, шашки, «Крестики-нолики», «Морской бой». Обдумывание дальнейших ходов в игре прекрасно развивает аналитическое мышление.

Воспитание интеллектуала

Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагайте сыну или дочери только качественные развивающие мультики; их просмотр будет не только приятным, но и полезным занятием.

Читайте вместе с дошкольником детские книжки с обучающим уклоном, познавательные рассказы. Задавайте ему загадки, ребусы, развивайте математические и интеллектуальные способности. Решайте вместе логические задачки, кроссворды, чайнворды. Приобретите детские развивающие учебные пособия для подготовки к школе.

Научите ребенка определять время (на примере часов со стрелками и разборчивыми цифрами). Объясните, по какому принципу устроен календарь. В этом вам поможет настенный или настольный перекидной календарь (последний, кстати, легко можно сделать своими руками, что очень понравится ребенку). Покажите,

Пример из жизни. Объясняя 3-летнему сельскому мальчику понятия «лево»/»право», ему сказали, что лево — это там, где стоит печь, а право — где стоит хата (дом) дяди Вити. Прошли годы, мальчик превратился в мужчину и давно покинул родное село. Но детское впечатление оказалось настолько сильным, что до сих пор при определении направления мужчина автоматически вспоминает расположение в своей сельской хате печки по отношению к дому соседа дяди Вити.

Или другой жизненный пример. Ребенка научили, что узнать, где лево, а где право поможет нарисованная в уме печатная буква «И»: в какую сторону у нее палочка вверх — там право. Можно себе представить, насколько сложно при таком объяснении ребенку, а потом и взрослому, быстро ориентироваться. А ведь следовало просто сказать малышу: право там, где ведущая рука, которой ты пишешь или кушаешь (если он правша), и наоборот.

В 4 года, когда речь дошкольника уже сформирована, признаком хорошо развитой логики является активное употребление развернутых сложноподчиненных предложений, условных наклонений, вводных слов и т. п.

Очень важно научить ребенка произвольному мышлению, то есть умению думать целенаправленно. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, а о чем – нет. У детей же эта способность полностью развивается лишь к 10-ти годам. Поэтому ребенка надо учить думать, причем так, чтобы настрой его мыслей был позитивным.

Если вы будете с раннего возраста развивать у ребенка логику, ваши усилия не пропадут зря. Это сформирует у него гибкость мышления и дальновидность, что позволит в будущем видеть скрытую от многих суть вещей и явлений и с легкостью решать сложнейшие житейские задачи.

Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о развитии мышления ребенка.

Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь» . Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли.

Преодолеть эту слабую сторону можно, используя логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников. Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах.

Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера

Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста. Для развития логики детей предлагаем использовать занимательный математический материал как для самостоятельной деятельности детей, так и в совместных играх. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей. Существует большое многообразие занимательного материала. Рассмотрим их.

Игры на пространственные преобразования, воссоздание фигурсилуэтов, образных изображений из определенных частей - очень увлекательны для детей. Решение осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур, например: в играх «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Волшебный круг» , «Чудо-крестики» надо составить плоские фигуры, а в игре «Кубики для всех» - объемную.

Дидактические игры и упражнения направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Например, игра «Числовой ряд» . Цель: закрепление знаний последовательности чисел в натуральном ряду. Ход: играют двое, перед ними карточки с цифрами от 1 до 10 лицевой стороной вниз. У каждого карточки с цифрами до 13. Каждый по очереди берет карточку, открывает ее и кладет перед собой. Если число меньше числа открытой, то кладет левее. Если больше, то правее. Выиграет тот, кто первым выложит свой ряд.

Логические игры, задачи и упражнения - направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий, например: «Найди недостающую фигуру» «Чем отличаются» «Что лишнее» Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.

Можно выделить еще игры и задачи на смекалку. Например: «Назови число» . Цель: упражнять детей в умении производить устные вычисления. Ход: Взрослый говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал» . Задумай число, прибавь к нему шесть, от суммы вычти два, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь один. У тебя получилось число пять» . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования: - Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить два равных квадрата из семи палочек. - Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. - Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Игры на интуицию: «Дорисовки» - дорисовать фигуру; «Рифмы» - закончить стихотворение, используя произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто. На понимание: «Следопыт» - рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы. На развитие художественно – образного мышления: «Облака» На что похожи облака, плывущие по небу? «Тень» - по тени определить, от какого она предмета.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулируют мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться. И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Литература Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Р. Я. Березина, З. А, Михайлова, Р. А. Непомнящая и др. ; Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие /Авт. -сост, Е. А. носова, Р. Л. Непомнящая – Спб: «Акцидент» , 1997 – 79 с

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема развития речи остается одной из актуальных проблем теории и практики. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности.

Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их, обогащению, расширению, к формированию нашего сознания.

Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи- значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка. Песталоцци писал: "В раннем детстве: как можно больше расширять круг их наблюдений, прочно и систематически укреплять их представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом".

Все живые существа наделены способностью воспроизводить звуки, но только у человека звуки складываются в определённой последовательности, которая облекается смыслом, логикой, мудростью. Этой способностью является- речь . Она позволяет выражать свои суждения, чувства, эмоции, выражать себя, как личность.

С развитием общества самым ценным стало время, которого так не хватает. Рабочие дни у родителей стали ненормированными. В погоне за престижной зарплатой многие молодые семьи перекладывают ответственность по воспитанию детей на бабушек, телевизор, воспитателей.

С каждым новым набором можно отметить нарастающую, как ком, проблему нарушений речи, практически через одного дети нуждаются в помощи логопеда.

Не считаю правильным то определение, что дети - это наше будущее. Нет, дети- это наше настоящее. В их играх, поступках, поведении мы можем увидеть всё наше общество. Вместе с семьёй дошкольное воспитание должно неустанно являться основой, примером правильного направления в развитии гармоничной личности.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • обогащение, закрепление и активизация словаря;
  • совершенствование грамматической правильности речи;
  • формирование разговорной (диалогической) речи;
  • развитие связной речи;
  • воспитание интереса к художественному слову;
  • подготовка к обучению грамоте.

Как бы хотелось, чтобы ребёнок почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить и мыслить ясно и понятно.

Воссоздание внутри себя мира- идет всю жизнь, но особенно интенсивно - в первые годы жизни.. И очень важно помочь ребёнку, как можно успешнее, овладеть прекрасным даром.

Как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами, ясную- невольно воспринимает её и мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. От простой, понятной песенки, сказки, рассказанной на уютном диване, дума ребёнка расцветает, жадно впитывая впечатления добра и красоты.

Педагоги дошкольники закладывают в детях образец правильной речи, постоянно заботясь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подводят к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии.

В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, но всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы.

Поэтому, осознавая, что это процесс, который требует тренировки, я стала придавать развитию логического мышления большее значение. Ищу новые, наиболее эффективные подходы, возможности, направления для реализации намеченных целей, а именно, развитие логического мышления через речевые задачи и упражнения.

Деятельность учреждений дошкольного образования направлена на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения, В готовности использовать новые возможности, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество даёт возможность удовлетворять высшую человеческую потребность- потребность в самореализации.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления, которое в свою очередь создаёт базу для интеллектуального развития личности.

Современный ребёнок оказался в информационном потоке. И далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Для решения этой проблемы и успешной подготовки детей к обучению в школе, освоением компьютерных технологий необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Логика-наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, последовательностью и обоснованностью. Она подчиняется законам: тождества, противоречия, исключённого третьего.

Законы логики часто выступают как правила логического мышления. Для развития логики обязательна тренировка. Для дошкольников- это одна из важнейших составных его психических процессов. Овладение логическими приёмами определяет легкость и быстроту установления причинно- следственных связей и развивает речевую активность.

Некоторые приемы обучения логическому мышлению хорошо известны педагогам, они тесно перекликаются с развивающими упражнениями, заданиями.

Работая с детьми над развитием речи, я поняла, что многое уже делаю и применяю.

Игра, развитие мышления, словарная, работа, творчество, познание, саморазвитие- вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме логического развития дошкольника на занятиях по развитию речи.

Игра является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития. Игровое общение -есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игровые занятия проводятся в соответствии с сеткой занятий по возрастам, наработанный материал, игры можно использовать в режимных моментах. Занятия проводятся по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Логическое мышление тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры "Узнай по описанию", "Что лишнее?", "Звериная семья", "Дело мастера боится", "Чей домик?", "У павлина хвост павлиний", "Кто кем будет", "Разложи по порядку", "Сравнение предметов из одной группы классификации", "Бывает не бывает", "Нелепицы", "Повтори группу слов, но во множественном числе".

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, расширяется словарный запас, развивается сосредоточенность, наблюдательность, усидчивость. Они учатся планировать, сочинять, рассказывать, правильно задавать вопросы, отыскивать интересные и необычные решения.

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно - познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре личность ребенка приобретает очень важное новообразование:

  • в игре развивается мотивационно- потребностная сфера;
  • преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
  • развивается произвольность поведения;
  • развиваются умственные действия.

В моей группе ребята с большим интересом играют в словесные игры.

Например, "Слово в слове", "Восстановим сказку", "Веселые слова", " Слова ассоциации", "Скажи наоборот", "Шаги", "Хорошо, плохо", "Про что так говорят", "Угадай звук, подбери слово", "Чем отличаются слова", "Кто больше", "Стихотворная каша", "Распутай поговорку" и т.д., а также следят за книжными новинками. В подготовительной группе дети могут самостоятельно загадывать логические задачи, разгадывать ребусы, кроссворды. Вместе с родителями устраиваются различные конкурсы: "Необычный ребус", "Продолжи ряд", "Закономерности", " Это интересно", и т. д.

В работе используется наглядный материал, как фабричные настольно-печатные игры, так и карточки, сделанные своими руками вместе с родителями.

Следует отметить, что такая "школа" оставляет у ребенка большое моральное удовлетворение творческим трудом, приучает к мыслительной деятельности, увлекает познавательностью.

Логические игры, как и развивающие, имеют следующие характерные признаки:

1) необходимость действовать в воображаемом плане, что ведёт к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;

2) умение фантазировать, что делает ребёнка независимым от разных обстоятельств, позволяет модулировать ответы;

3) логические игры способствуют развитию воображения, интеллекта, памяти, совершенствуют личность.

Всякая игра для ребёнка- это набор правил и различных целей. Знакомство детей с задачами игры происходит при помощи разных форм. Цели и задачи игр идут в порядке возрастания сложности, что позволяет совершенствовать навыки и умения детей. Вот некоторые примеры игр:

1. На развитие звуковой культуры речи. Нужно подбирать такие игры, которые помогут закреплять правильное произношение звуков, что важно при овладении письмом.

Д/И "Послушай, как слоги разговаривают между собой"

Са-са-са - на траве роса.
Со-шо-со-шо-очень хорошо.

Игру можно усложнить. Предложите детям самим придумать рифму.

2. Развитие фонематического слуха. Это, впоследствии, основа для грамотного письма.

Д\И "Превращения"

ПР: кот-рот (меняется первый звук)

ром-рог (меняется последний звук)

ром- Рим (меняется середина)

Усложните, задайте детям вопрос. Как "крот " превратиться в "рот "?

3. Развитие графических навыков. Установлено, что для овладения навыками письма очень важно развитие движения пальцев и кистей рук. Для закрепления графического изображения букв предлагаю игру:

Д\И "На что похожи колючки у ежа?"

На картинке еж с колючками, а дети дорисовывают разные буквы вместо колючек. Усложните, пусть будут части букв, надо догадаться, что за буква спрятана.

4. Умеет ли ребёнок мыслить логически.

  • закончи предложение.
  • найди лишнее слово
  • проведи аналогию, подбирая пару к третьему слову, по аналогии с первой парой. И т. д.

Вот некоторые особенности, которые помогут педагогу:

  • не рекомендуется требовать от детей сиюминутного исполнения задач в игре, возможны варианты, которые вас потрясут.
  • педагогу необходимо давать детям возможность составлять самостоятельно новые варианты заданий, а также проявить максимум своих знаний и навыков.
  • по мере возможности воспитателю надо создавать такие условия, которые опережали бы развитие способностей ребёнка.
  • следует создать атмосферу свободного и радостного творчества.

Способность ребенка к решению словесных логических задач во многом зависит от уровня развитости его речи. Стартовый уровень освоения логических цепочек во многом опирается на упражнения и игры, которые используются с целью речевого развития

Успех, имеет прямую зависимость от подготовки воспитателя, как теоретической, так и практической, а также от заинтересованности родителей. Работа с родителями может строится по следующим направлениям:

  • Привлечь родителей к сбору материалов.
  • Организовать мини-консультации.
  • Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений "Викторина", "КВН", деловой игре "Умники и умницы".

Для повышения эффективности мероприятий, педагогу следует наладить обратную связь, получение информации о ходе процесса и его результатах. Таким образом, при реализации данного опыта необходима тесная связь с родителями для закрепления знаний, изменения мотивационных установок.

К началу обучения в школе у детей развиваются необходимые формы общения со сверстниками, умеют описывать интересное событие, случай по схемам, развивается фантазия, дети становятся мыслящими. У них горят глаза, речь становится выразительной, что позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т.д.

Процесс диагностирования является неотъемлемой частью любого образовательного процесса любого дошкольного учреждения. Рзультаты свидетельствуют о том, что уровень речевой подготовки повысился. В ответах детей стали звучать такие фразы, как "Я думаю, что:", "Мне кажется:", "Ты не прав так- как:" и т.д.

В результате дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря.

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам - практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой и коммуникативной компетентности, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.

Алла Корнеева
Логические игры как условие успешной готовности к школе

В современной практике дошкольного образования четко прослеживается сдвиг в обучении элементарной математике детей в сторону развивающей. Сегодня, математика должна стать для ребенка не просто системой знаний, а мощным инструментом познания окружающего мира, стимулирующим самостоятельную разработку ребенком средств логического отражения объектов и постижения отношений между ними, что в результате в совокупности обеспечивает интеллектуально-познавательное развитие личности.

Развивающая направленность обучения в логических играх , математике является ведущей тенденцией современного процесса обучения дошкольника . Поэтому математика должна стать для ребенка необходимым методом исследований, которые связаны с задачами ежедневной практической жизни.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового.

Развитое мышление даёт возможность ребенку понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе, общественной жизни и межличностных отношениях. Логическое мышление является основополагающим при достижении успеха в жизни . С его помощью человек способен проанализировать любую ситуацию и выбрать наилучший вариант действий в сложившихся условиях . Логическое мышление необходимо постоянно тренировать, лучше всего - с раннего детства, чтобы избежать стереотипного мышления, которое свойственно основной массе людей.

Занимательные игры на мышление обучают ребёнка выделять главное, обобщать и делать соответствующие умозаключения. Постепенно игры развивают у детей умение думать и рассуждать самостоятельно, что так важно для гармоничного развития.

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления .

Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Первоначальным источником познания детей является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений.

В процессе чувственного познания у них формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.

Понимание логических определений , понятий находится в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания.

Чем богаче будут их естественно - научные представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

В связи с этим дошкольник является субъектом естественно-математического пространства и этому отводится важное место в системе дошкольного образования .

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе . Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения . К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления , основными приемами : сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса .

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности математических способностей, логического мышления дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в системе дошкольного образования .

В настоящее время имеется множество игр и упражнений, направленных на развитие образного и логического мышления , памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление , базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе - абстрактному мышлению.

Организация математического образования и развития на различных этапах дошкольного детства обусловлена продвижением ребенка по познавательным уровням освоения математики : от сенсорно-предметного к образному. Плавное продвижение ребенка по лестнице логического развития , обеспечивает самостоятельное открытие детьми смысла математических отношений при помощи предметного действия и наглядного образа.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у дошкольников-условие успешной их подготовки к письму Практика обучения в 1 классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при.

Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе Формирование мыслительного компонента у старших дошкольников, как условие успешной подготовки к школе» Современная система образования предъявляет.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми как условие успешной социализации дошкольника Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится.

Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников» «Без игры нет и не может.

Протокол родительского собрания «Готовность ребенка к школе - залог успешной адаптации» ПРОТОКОЛ №1 родительского собрания в подготовительной группе МБДОУ «ДСОВ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому.

© ro-journal.ru, 2024
Хозяйкины хитрости